Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

«ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ. Может ли не группаналитик быть групповым супервизором в группаналитической модели?»

Андрей Склизков, Елена Шуварикова

Институт Супервизии и Групповой терапии (ИСиГр), г. Москва

 http://www.zdes-i-teper.ru/institut-supervizii-i-gruppovoy-terapii

(Доклад на ХYII Юбилейной конференции ОГРА «Нам 30 лет. Русскоязычное поле группового анализа, Язык, культура, школа», 29 января 2022)

Анонс:

Последние семь лет в России организовано и проводится обучение на курсе «ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ» по программе Лондонского Института Группанализа (IGA (L)). Позиция IGA (L) состоит в том, что в программу принимаются опытные групповые психотерапевты различных модальностей. Практика проведения четырех потоков обучения и дипломирования студентов в России показала – созданная в Лондоне программа эффективна для овладения методом группаналитической супервизии профессионалов различных парадигм. На какие критерии опираются аккредитованные Лондонским институтом преподаватели и супервизоры программы, оценивая итоговые работы выпускников и аккредитовывая доказавших свою устойчивость на практике групповых супервизоров?

Содержание доклада:

В начале давайте определим, что мы, организаторы и преподаватели курса «ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ», понимаем под термином «Не группаналитик».

Кто такие «не группаналитики»?

Ответ мы найдём в  тех требованиях, к кандидатам на курс, которые были получены от  IGA (L). Их три:

 Кандидаты должны пройти признанную квалификационную подготовку в области психотерапии или консультировании.

 Кандидаты должны иметь минимум 3-летний опыт работы после получения квалификации. Кандидаты должны быть практикующими специалистами, получающими регулярную супервизию.

 Кандидаты должны либо уже вести супервизионную группу, либо продемонстрировать готовность набрать супервизионную группу в начале курса.

Таким образом, курс открыт для групповых аналитиков, а также групповых психотерапевтов, индивидуальных психотерапевтов других психотерапевтических направлений, клинических психологов, психологов-консультантов и консультантов, имеющих трехлетний опыт работы после получения квалификации.

В 2016 году при организации второго российского потока мы также получили от IGA (L) требования к зачисляющим на курс преподавателям, проводящим собеседования. Перечислим их:

1. Необходимо проверить характер клинического опыта кандидата и объем этого опыта (должен быть 3-летний опыт работы после квалификации).

2. Необходимо убедиться в том, что кандидаты, берут на себя ответственность

во-первых, за свою собственную супервизорскую практику (в частности, готовы набрать свою зачётную СВ группу),

и, во-вторых, являясь  частью учебной группы Курса, за обучение по общей программе во всех формах

Линде Уоттон  (Chair International Courses Committee Institute of Group Analysis Председатель Комитета по Международным курсам Института группового анализа)  в приветственном письме к организаторам Второго российского потока в Москве 26 октября 2016 г обращала наше внимание на то, что:

 «Эти меры обеспечат соблюдение устоявшихся и уважаемых стандартов обучения IGA, как в отношении проведения курса, так и в отношении оценки студентов».

Эти требования остаются теми же на протяжении всех этих лет, включая набор на V поток курса, стартующий в октябре 2022 года.

Теперь определим, что для нас значит быть групповым супервизором в группаналитической модели?

Для этого взглянем на те идеи курса, которые положены  в основу обучающей матрицы Курса. Они сформулированы в Руководстве по курсу также разработанному в IGA (L).  Их четыре. Вот они:

В них два основных фокуса. Один - особая роль супервизора в группе, проводимой в группаналитической модели. Другой - особая форма работы участников группы.

Супервизор малой супервизионной группы уделяет внимание следующему:

 

1) Динамическому администрированию.

2) Групповой динамике.

3) Использованию «я» в супервизии.

4) Отслеживанию группы как целого.

 

Остановимся на каждом из них подробнее.

 

1. Динамическое администрирование

В группанализе подчеркиваются аспекты терапевтической работы, которые относятся к рамкам, сеттингу и управлению терапией; для них применяется термин «динамическое администрирование». Эти аспекты в равной степени важны в группаналитическом подходе к групповой супервизии.

Динамическое администрирование включает в себя все, что связано с рамками супервизии и с любыми действиями супервизора, которые он предпринимает для оптимального функционирования супервизорской группы. В них входит организация помещения, внимание к границам, забота о своевременном начале и окончании работы. Для не группаналитиков, пришедших на курс из гуманистической терапии, это понятие звучит впервые и новостью является анализ скрытого бессознательного смысла переносов группы во времени и пространстве.

 

2. Динамика в группе

В супервизии, где группа используется как среда для супервизии, как средство супервизии динамика в группе сама по себе также вносит свой вклад в этот процесс. Эта динамика – часть параллельного процесса, и его обдумывание улучшает понимание терапевтической работы, вынесенной на супервизию. Члены супервизионной группы свободно ассоциируют над материалом, представленным в ходе сессии.

 

Супервизор с группаналитическим подходом отдает приоритет вкладу участников супервизионной группы, оставляя для них пространство и активно поощряя их участие в дискуссии.

 

В то же время, супервизор уделяет внимание взаимодействиям в супервизионной группе, время от времени приглашая членов группы поразмышлять о них, чтобы способствовать пониманию терапевтической работы, представленной на супервизию. Например, между членами супервизионной группы могут проявляться сознательное или бессознательное соревнование, соперничество и зависть. Это может быть следствием динамики пациентов, из тех кейсов, которые вынесены на супервизию. Такое понимание берет начало в группаналитических концепциях резонанса и отзеркаливания.

Резонанс и отзеркаливание описывают параллельный процесс, при помощи которого  участники супервизорского пространства могут получить некоторое впечатление о происходящем на терапии.

 

Наконец, супервизору в группаналитической модели полезно держать в голове и отслеживать деструктивные групповые динамические процессы.

 

3. Использование себя в супервизии

Супервизору в супервизионной группе приходиться помнить о многих вещах, поэтому бывает, что он\она упускает из виду свое значение для членов группы. Эта тема оказывается в центре внимания при рассмотрении следующих вопросов: как мне следует фокусировать свою интервенцию; должен ли я в этот раз обращаться к конкретному участнику или ко всей группе; когда мне следует выступать с коллегиальной точки зрения и делиться собственным опытом работы; когда мне использовать свой авторитет супервизора; как мне понять и использовать свои контртрансферные чувства, вызванные представленным материалом?

 

Роль супервизора включает в себя поддержку, обучение и вызов. Каждому из этих важных аспектов отводится свое место. Самораскрытие для гуманистических терапевтов выглядит иначе и опять на курсе не группаналитики пробуют использовать его не как «свежую рыбу», обрушивая свои контрпереносные чувства на группу, а научаясь работать со своими ассоциациями задолго до вмешательства.

 

Наконец, 4-ый фокус внимания Супервизора в нашей модели и этому умению мы тоже учим на нашем курсе: Отслеживание группы как целого.

Внимание к супервизанту

Временами супервизионная группа будет стремиться сфокусироваться на терапевте, а не на его клинической работе. Это может быть вполне приемлемо и даже необходимо, особенно во времена сложностей, изменений или кризисов в жизни терапевта. Однако, супервизор должен помнить о разнице между терапией и супервизией и о необходимости фокусироваться на центральной задаче супервизирования клинической работы.

 

Внимание к группе \ пациенту

В другие моменты супервизионная группа может увлечься материалом пациента и не думать о терапевте. Это может быть уместно, когда, например, пациент находится в кризисе или группа пережила травматическое событие. И опять же, супервизор должен осмыслять ситуацию, иногда привлекая внимание группы к тому, на чем она фокусируется, для дальнейшего размышления об этом.

 

Внимание к контексту организации

Необходимо постоянно помнить о контексте организации, в которой ведется работа, как об источнике параллельного процесса, особенно при меняющейся ситуации или нехватке ресурсов. Возрастающее давление со стороны организации на персонал с требованием отчетности и контроля может влиять на чувства супервизанта в отношении  мониторинга его работы на супервизии. Следует учитывать влияние работы в организации с определенной специализацией, например, на аддикции или травме, поскольку это может приводить к отреагированию  на супервизии, которое необходимо распознавать и понимать.

 

Подведем итог.

Как видите эти основные идеи Курса – группаналитические. Именно то, что эти позиции группаналитические и даёт основание считать модель, групповой супервизии, предлагаемой этим курсом, группаналитической.

Теперь критерии, на которые опираются аккредитованные Лондонским институтом преподаватели и супервизоры программы, оценивая итоговые работы выпускников и аккредитовывая доказавших свою устойчивость на практике групповых супервизоров.

Первый шаг овладения квалификацией: успешное завершение курса (оценка эссе). Эссе оценивается по вышеперечисленным критериям. С 1 апреля 2022 года начнется новый этап в оценке эссе выпускников курса – квалификационной комиссией уже из британских и российских преподавателей.

Второй шаг – через три года выпускник подтверждает свою квалификацию на Аккредитационном совете Института Супервизии и Групповой терапии.

Для подачи заявки на аккредитацию необходимо предоставить следующие документы:

  1. Диплом курса «Группа как среда для супервизии».
  2. Рекомендательное письмо от супервизора или Ассоциации групповых супервизоров.
  3. Эссе о супервизорском опыте, полученном после завершения курса.
  4. Заявление о готовности к процедуре аккредитации, адресованное директору Института.

После подачи документов проводится онлайн-собеседование с аккредитационным комитетом факультета обучения супервизии. Возглавляет его Роберт Харрис, Robert Harris, преподаватель IGA (L).

Заключение.

Завершая наш доклад, ещё раз вернемся к вопросу, который мы вынесли в название своего доклада: «Может ли не группаналитик быть групповым супервизором в группаналитической модели?»  Наш ответ: Да, может.

 

Последние семь лет в русскоязычном поле группового анализа родилась и укрепляется модель групповой группаналитической супервизии.

Мы видим, как в подавляющем большинстве случаев, супервизоры, пришедшие в неё из других модальностей, только укрепляют её и способствуют её развитию.

С другой стороны, освоение ими группаналитической модели групповой супервизии стимулирует интерес и к самому групповому анализу.

 

Докладчики:

Склизков Андрей Анатольевич – врач, психиатр-эксперт, групп-аналитик. Член ОГРА. Супервизор ОГРА. Тренинговый групповой аналитик ОГРА. Руководитель теоретической и супервизионной части учебной программы МИГА. Супервизор в рамках группового анализа (курс «ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ» Лондонский Институт Группанализа (IGA)-ОГРА, 2015, Санкт-Петербург). Декан факультета обучения супервизии Института Супервизии и Групповой терапии, аккредитованный групповой супервизор ИСиГра. Аккредитованный Лондонским Институтом Группанализа преподаватель в российской программе «ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ».

Шуварикова Елена – кандидат психологических наук (Психологический институт РАО, 1995г.), гештальт-терапевт (сертификат GATLA-Гештальт Ассоциация Тренеров Лос-Анжелеса, 2001г.), практикующий групповой аналитик (сертификат МОГА по стандартам E.G.A.T.I.N., 2012), супервизор в рамках группового анализа (курс «ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ» Лондонский Институт Группанализа (IGA-ОГРА), , 2015, Санкт-Петербург). Директор Института Супервизии и Групповой терапии. Аккредитованный Лондонским Институтом Группанализа преподаватель в российской программе «ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ».

Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: yushinslava (02-Фев-2022)
Просмотров: 397 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]