Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

«Группа самопознания в интернете – это норма или патология?»

Марченко Виктор, Алматы 2021.

Введение.

12 марта 2020 года ВОЗ объявила о пандемии коронавируса, что заставило правительства разных стран объявить многомесячный карантин с ограничением прямых коммуникаций. Это заставило групповых психологов и психотерапевтов перевести классические группы самопознания в Интернет. 

Так как меньше 10% практикующих терапевтов имели до пандемии опыт ведения групп самопознания в интернете, и хотя немногие пионеры описали опыт ведения психодинамических групп в интернете (Шамов, Пажильцев 2018), но потребность резко перейти с привычного сеттинга группы самопознания в кабинете - в интернет “из круга в квадрат”, вызвала вопросы: А как перевести группу из офлайна в онлайн? А эта та же группа самопознания или качественно иная? Как работать с группами самопознания в интернете?

Но “переезд” группы из “круга в квадрат” только отдаленно напоминает переезд из одного кабинета в другой. А мы знаем, какие серьезные вызывает сложности такое нарушение сеттинга.  Отсюда возникает вопрос: Является ли группа самопознания в интернете нормальным вариантом классической группы Фоулкса   или это совершенно другой формат? Какие методы ведения группы более эффективны?

В этом докладе я представлю идею, что группа самопознания в интернете является Вариантом Прикладной Группаналитической Психодинамической Группы и нуждается в изучении и уточнении теории и практики ее проведения как и любая другая прикладная психодинамическая группа.

Часть.1 Теоретическая. Что такое группа самопознания в интернете?

Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно дать определение группе самопознания в группанализе. 

У нас есть классическое определение психоаналитической группы данное Фоулксом и Энтони (1957) (1). Этого варианта придерживаются институты ЕГАТИН как стандартного для прохождения тренинга и требуют соблюдения для тренинговой группы кандидата в групповые аналитики (2).

Все остальные группы которые ведут группаналитики в психодинамическом подходе с применением основного Правила Свободной Дискуссии, но как-то отличающиеся по сеттингу - 90 мин, искусственная группа до 8 чел, в кругу, в кабинете аналитика, сами оплачивают анализ  и т.д. - называется вариантом прикладного группанализа.   

Итак, у нас есть концепция Классического и Прикладного Группанализа:

 все что соответствует критериям “тренинговой группы ЕГАТИН” - то является классическим вариантом, а остальные группы группаналитиков - относятся к сфере прикладного группанализа.

Таким образом, группа самопознания, которую аналитик вел до пандемии как классическую группу самопознания по Фоулксу, простым переводом группы в онлайн автоматически перевел ее из ранга классической в вариант прикладного  группанализа, потому что изменился один из аспектов сеттинга: место где встречается группа.

Итак: группа в интернете уже не является классическим примером группы самопознания по Фоулксу, а это значит, надо понять различия - потому что сходства очевидны - мы ведь не меняли правила, квалификацию ведущего и состав группы и все остальные параметры сеттинга.

Часть 2. Исследовательская. Глобальный эксперимент по переводу психотерапии в онлайн.

2.1.Глобальный эксперимент по переводу психологических услуг в онлайн. 

В марте 2020 большинство психологов перевели оффлайн группы в онлайн режим. Можно считать, что произошел глобальный эксперимент: практически весь психологический мир перешел в онлайн режим. До этого мало кто работал онлайн, но исследования были (Шамов 2018, Пажильцев 2018).  Стало очевидно, на основании опыта тысяч невольных исследователей, что группа в психологические услуги в интернете не просто возможны, но по первым впечатлениям не менее эффективны, чем оффлайн. Вроде все осталось по-прежнему, изменилось только правило места проведения группы. Отсюда вопрос:

А как повлияло изменение одной составляющей сеттинга - места проведения группы - на характер коммуникации группы?

Для ответа на этот вопрос надо ответить на подвопросы:

  1. В чем разница условий работы в классической группе и в интернет группе?
  2. Какие дало результаты изменение условий коммуникации в группе самопознания?

2.2. Результаты и феномены группы в интернет:

2.2.1. Первый феномен, который мы видим в онлайн группе - это огромная эрозия границ группы связанная с одной стороны с несовершенством интернета или” технические сбои”, а с другой, с возможностями участников обеспечить приватную обстановку или “стена за спиной участника”.

Искажения и прерывание коммуникации может происходить по разнообразным техническим проблемам и у ведущего мало способов распознать, что происходит. Часто, кажется, что интернет ведет себя как бессознательное группы: сопротивляется, обижается, уходит, закрывает уши, коверкает слова, включает шумовые помехи или все проходит идеально, как будто в обычном кабинете. 

2.2.2. Ограничения и искажения коммуникации в онлайн группе.

К чему приводят “технические сбои” и искажения в интернет группе?

Давайте, разберем как искажения влияют на возможности участников группы:

Видеть: участники могут видеть только фрагменты других участников на каких-то очень маленьких квадратиках. Часто картинки подаются с задержкой, с искажениями.

Слышать: тоже очень много искажений, перерывов связи, остановок. Фактически участник группы может максимально хорошо слышать только себя. Всех остальных он слышит не очень хорошо, но зачастую лучше, чем видит.

Обонять: абсолютно отсутствует возможность чувствовать запахи других людей в группе в интернете в отличие от классической группы, также как отсутствует возможность прикасаться.

2.2.3. Искажения и ограничения ведущего в интернет группе:

Ведущий ограничен в возможностях наблюдать за процессом невербальной коммуникации: Самая главная разница сеттинга классической группы самопознания и группы в интернете в возможности ведущего наблюдать за процессом через невербальные каналы доступа. В онлайн формате нам недоступны многие невербальные сигналы.

Таким образом, группа в интернете - это группа полуслепых, полу глухих людей, начисто лишенные обоняния и тактильных ощущений, с а ее ведущий - это полуслепой, полуглухой, слабо контролирующий границы лидер.

Ведущий не может видеть кто на кого смотрит, кто с кем сидит, кто сегодня сел на тот же стул, что и в прошлый раз.

Ведущий часто ограничен возможности наблюдать кто опаздывает, он может только фиксировать факт, что какой-то участник выпадает из сеттинга чаще других. Он может сделать вывод, что у этого участника либо слабый интернет и почему участник не сделал себе более сильный интернет, либо что у этого участника более сильное сопротивление.

           Итак, мы можем сформулировать подитог: в интернет группе появляется еще один агент сеттинга - “технические сбои” и “личная стена за спиной участника”. и серьезно урезаются возможности ведущего наблюдать за невербальной коммуникацией участников.

2.3. Влияние искажений в онлайн группах самопознания на рамки и границы группы. 

Итак, нам стало понятно, что интернет сеттинг урезает привычные каналы восприятия и коммуникации участников, а также ограничивает возможность ведущего наблюдать за невербальной коммуникацией.

2.3.1 Как устроена ответственность за границы в интернет группе. 

Давайте разберем последствия такого сеттинга.

Первое – меняются границы группы: физические, временные, географические, визуальные, аудиальные, и присутствия- отсутствия. 

Если границы в классическом сеттинге зависят от ведущего на 100% его комната, стены за каждым участником, стены кабинета ведущего, каждому участнику дверь открывает ведущий, если участнику захотелось выйти по каким-то причинам, то дверь открывает и закрывает ведущий. Установление границ лежит на ведущем группы, а поддержка и соблюдение - на участниках.

Поэтому мы можем сказать, что группа в кабинете находится “внутри ведущего” - внутри территории которую он контролирует. А это значит:

Стены за спиной участника не раздвинутся и оттуда не выскочит огромная собака или маленький ребенок. Групповой аналитик является гарантом стабильности и безопасности места для участников.   

Так как от ведущего зависит – где, когда и во сколько это будет проходить группа, а значит безопасность процесса, а от участника зависит, чтобы он пришел вовремя и оставался до конца сессии.

Таким образом в классическом сеттинге мы имеем двухчастный формат сохранения сеттинга: ведущий и участники.

В случаях интернет группы такой стабильности и равноправия сеттинга не предусматривается изначально. Если быть точным: первая часть сеттинга зависит от ведущего: время и состав группы.

Вторая часть сеттинга – где, как, когда, с кем, в какой безопасной ситуации будет сидеть участник зависит от участника.

Третья часть: Как? зависит от интернета и всяких технических неполадок, связанных с коммуникацией в интернете.

Мы в лучшем случае видим такую ситуацию на 1/3 у ведущего, 1/3 у участника и 1/3 у интернета.

           Если еще добавить, что помимо самого участника есть еще и другие участники и их интернет, который может появляться и пропадать, то тем самым роль ведущего может уменьшиться до 25% и меньше, если учесть то, что самого ведущего может выбрасывать из интернет группы.       

Таким образом, в интернет группе мы видим, что помимо ведущего границами группы управляет еще и Интернет.

2.3. Выводы

Итак:

Главная особенность интернет группы, что “технические сбои” и “стена за спиной участника” становятся активными агентами сеттинга, а значит требуют пристального внимания ведущего для понимания процессов в группе.

Мы пришли к выводам что группа в интернете это отдельный аспект приложения группаналитичемкого метода, и с этой стороны - это форма прикладного группанализа, а это значит, что у нее есть специфические особенности, которых нет ни у каких других групп. А значит аналитику нужно понимать как они влияют на основную работу группы и модифицировать “технические трудности” в понимание групповых процессов.

Часть 3. На что похожа группа самопознания в Интеренете  и рекомендации.

           В этом разделе  я расскажу о том как пришел к идее, что для понимания и работы с группой в интернет хорошо работает аналогия с группы доэдипальных пациентов, а также дам рекомендации по методу работы.

3.1. Группа в интернете как доэдипальный пациент.

Итак, мы поняли, что есть разница в классическом группа-аналитическом сеттинге и в группе самопознания в интернете. выяснили, что сеттинг в интеренет сильно искажен и трансформирован нежели, но при этом эта группа все же остается в поле Прикладного Группанализа.

Отсюда следует вопросы:

На что похожа группа самопознания, в которой участники заходят, выходят, сидят, лежат или стоят, ходят очень произвольно?

На что похожа группа, где участники видят друг друга не целостно, а какие-то фрагменты, частичные объекты?

На что похожа группа, где участники не могут слышать друг друга без искажений, а себя слышат довольно хорошо?

На что похожа группа, где восприятие скачет, искажается, изображение, то увеличивается, то исчезает?

И главное: на что похожа группа,в которой во время сессии ведущий исчезает не объясняя причин?

Когда я задал себе эти вопросы - у меня возник ответ: больше всего

 группа в интеренет похожа на группу доэдипальных пациентов, которая охвачена примитивными тревогами, где очень много отыгрываний и искажений восприятия, а значит и в работе с такой группу лучше применять техники работы с доэдипальными пациентами. Ормонт Р.Л. (6) еще с середины 20 века вел подобные группы.

3.2 Рекомендации по работе в интернет группе самопознания:

Первое, группаналитику нужно понимать, что это не есть классическая группа, что основной упор нужно делать не на внутренних проблемах и на раскрывающих интерпретациях, а основной упор нужно делать на установление и поддержание границ.

И также как мы работаем с доэдипальными пациентами:  мы укрепляем границы и   связи  между участниками, а также, проясняем осознание и способы проявления эмоций.

Второе, в интернет группе ведущий должен быть более активным, нежели в классической группе самопознания, которая в этом отношении похожа на невротического пациента, который приходит в одно и тоже время, сохраняет свою целостность и по крайней мере, во время сессии не разваливается на куски.

Третий момент, что нужно делать – очень много внимания уделять рамкам и нужно постоянно анализировать рамки. Здесь у ведущего в голове должен быть постоянно формат интернет группы и поэтому, когда возникает дилемма анализировать содержание или анализировать форму или анализировать процесс, то лучше выбирать анализировать процесс поддержания и нападения на рамки.

           3.3. Выводы.

           Таким образом, основная задача ведущего в интернет группе в том, чтобы устанавливать и поддерживать процесс установления, восстановления и обретения границ психоаналитического процесса.

           И скорее всего ведущему придется это делать постоянно. Ему нужно будет постоянно говорить в интернет группах о рамках и о процессах, о рамках и нарушениях рамок, которые совершает как ведущий, так и участники группы.

Итак, группа в интернете хотя и не является буквально таковой, но максимально приближена по своим характеристикам группе с доэдипальными пациентами и поэтому разумно использовать технические методы для работы с доэдипальными пациентами.

Заключение:

           Итак, в данной работе мы мы задались вопросом является ли группа самопознания в Интернете нормальным вариантом группаналитического метода или это уже за рамками метода или “патология”, и если это вариант психоанализа, то какой вариант и как работать. Для этого мы  поставили  и дали ответы на следующие вопросы:

           К какой области группаналитического знания относится группа в интеренете: к классической модели или к прикладной?

           Мы выяснили, из  концепции Классического и Прикладного Группанализа все что соответствует критерием “тренинговой группы ЕГАТИН” - является классическим вариантом группанализа, а все что делают группаналитики в других форматах с изменением формы, но не духа - является прикладным группанализом. 

           Таким образом, группа самопознания которую аналитик вел до пандемии как классическую группу самопознания по Фоулксу, простым переводом группы в онлайн автоматически перевел ее из ранга классической в вариант прикладного  группанализа, потому что изменился один из аспектов сеттинга: место где встречается группа.

           Во второй часть доклады мы дали ответ на вопрос: А как повлияло изменение одной составляющей сеттинга - места проведения группы - на характер коммуникации группы?

           И выяснили, что в интернет группе появляется еще один агент сеттинга - “технические сбои” и “личная стена за спиной участника”. Также серьезно ограничиваются возможности ведущего наблюдать за невербальной коммуникацией участников.

           Таким образом, в интернет группе мы видим, что помимо ведущего границами группы управляет еще и Интернет.

           В третьей части мы  выдвинули идею и провели мысленный эксперимент на что похожа группа в интернет и выяснили, что психология группы в интеренет схожа с группой с доэдипальными пациентами.

           И главный вывод исследования: группа в интернете хотя и не является буквально таковой, но максимально приближена по своим характеристикам группе с доэдипальными пациентами и поэтому разумно использовать технические методы для работы с доэдипальными пациентами.

Список использованных источников:

  1. Foulkes S.H., Anthony E.J. Group Psychotherapy the psycho-analytic approach.Karnac Books. Great Britain. 1957 / facsimile published 2014
  2. Behr H., Hearst L., Group-Analytic psychotherapy: A meeting of minds. 2005. London.
  3. Шамов В.А. Группа в интернете. Вестник Группового Анализа ОГРА.Выпуск 1. -  СПб.: Издат. “Лема”, 2018.-218 с. СТР. 194-209.
  4. Пажильцев И.В. Ведение психоаналитической группы через скайп. Вестник Группового Анализа ОГРА.Выпуск 1. -  СПб.: Издат. “Лема”, 2018.-218 с. СТР .210-215
  5. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. - СПб: Питер, 2002.- 400 с.
  6. Ормонт Р. Луис, Роль лидера в работе с доэдипальным пациентом в групповом сеттинге.Источник: http://www.ormont.org.
  7. Пажильцев И.В. «Влияние некоторых аспектов сеттинга на процессы в группаналитической группе» - СПб: «Вестник группового анализа (ОГРА)», 2019.
  8. Пажильцев И.В. "Социальный стресс и изменения сеттинга: аспекты сочетания влияния двух факторов на групповую динамику" 2020. Сайт http://groupanalysis.ucoz.ru/  Раздел статьи и доклады
Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: yushinslava (09-Фев-2021)
Просмотров: 358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]