Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

"Социальный стресс и изменения сеттинга: аспекты сочетания влияния двух факторов на групповую динамику"

Пажильцев И.В.

Своё сообщение я хочу посвятить теме влияния внешних факторов, а также изменения сеттинга, с переходом на работу онлайн, на динамику групп. Ранее я уже отчасти касался этих вопросов. Так в 2014 г. я делал сообщение на нашей конференции ОГРА воздействию на групповую динамику социально-политических факторов, таких как теракты или резкие финансово-экономические изменения, по материалам этого была опубликована моя статья в последнем сборнике. Также, в предыдущем сборнике, была опубликована статья по опыту перевода группы в работу онлайн. В настоящее время эти два фактора оказались объединены в одно целое, и я постараюсь осветить то влияние, которое это оказывает на работу групп.

Но для начала хочу коснуться того, какое социальное воздействие оказывают карантинные мероприятия в принципе. История даёт нам множество примеров того, какими социальными процессами сопровождались массовые карантинные меры в периоды эпидемий опасных заболеваний. С одной стороны, эти процессы описывались многочисленными чумными и холерными бунтами. Так в 1771 г. в Москве во время эпидемии чумы и введённого из-за этого карантина вспыхнул бунт, непосредственным поводом к которому послужил запрет на массовые собрания и молебны у иконы Боголюбской Богоматери, которая почиталась как исцеляющая. В ходе этого бунта был убит архиепископ Амвросий, запретивший это, и в целом погибло несколько сотен человек. В следующем 19-м веке также отмечались массовые выступления в различных частях страны при введении карантинов во время эпидемии холеры, такие как в 1830-31 гг. в Тамбове, Старой Русе и др. местах, и которые возникали неоднократно в дальнейшем, последний был в 1892 г. Объектом агрессии обычно оказывалось местные представители власти, офицеры частей, осуществлявших карантинные мероприятия, а также врачи и фельдшера. Часто эти выступления поддерживались идеями в массах о том, что людей специально травят и заражают врачи и военные.

  Таким образом мы видим, что социальные потрясения, связанные с эпидемией, часто порождали различные проекции в адрес властных фигур. Рассматривая эти процессы в своей статье, я отмечал, что существенное влияние на эти процессы оказывает существующая в данном обществе социальная матрица. Видимо поэтому история этих бунтов ограничивается 19-м веком – в дальнейшем и форма карантинных мероприятий, и отношение к ним со стороны масс меняются. Возникавшие в 20-м веке в нашей стране угрозы эпидемии чумы в Москве в 1939 г. и чёрной оспы в 1959 г. быстро предупреждались в самом начале и держались в секрете. Несколько более серьёзная ситуация была в Астрахане при эпидемии холеры в 1970-72 гг. и в Свердловске в 1979 г., где начала распространяться сибирская язва. Но тогда введении противоэпидемических и карантинных мероприятий было организовано с хорошим информационным сопровождением, которое позволило организовать мобилизацию населения для предупреждения распространения эпидемии, хотя и вызвали также некоторый отклик в народе, достаточно вспомнить песню Высоцкого, посвящённую астраханской холере.

 Похожим образом проявлялись и групповые процессы в ответ на различные социальные воздействия во время её работы, такие как погружение группы в тревогу и депрессию с одной стороны, и формирование проекций с канализацией агрессии, с другой стороны. Активная проработка эмоций, лежащих в основе этих процессов, помогала принять их и выработать осознанную позицию по отношению к ним, а также мобилизовать возникающий эмоциональный фон в группе на конструктивное решение возникающих в сложной ситуации реальных проблем.

Имеющая место в настоящее время социальная ситуация с короновирусной пандемией в определённом смысле оказывается достаточно новым вызовом обществу. До сих пор мы не сталкивались с ситуацией, когда карантинные меры захватывают одновременно полностью территории многих стран. До этого только эпидемия испанки в 1918-19 гг. могла сравниться с этим по масштабам. Это обуславливает выраженный фон социальной напряженности в обществе, обусловленный прежде всего неопределённостью ситуации. Это ещё более усугубляется недостаточной исследованностью в полной мере клинической картины короновирусной инфекции, порождающей в обществе множество домыслов и фантазий. Несомненно, это сказывается на характере процессов, с которыми мы сталкиваемся в наших группах, участники которых находятся под воздействием постоянного тревожного фона в социуме.

К этому добавляется второй фактор, который связан с вынужденным изменением сеттинга групп, переводом их в режим работы онлайн. Надо сказать, что такое существенное изменение сеттинга в любых случаях оказывается существенным фактором, влияющим на групповые процессы. Описывавшийся ранее опыт перевода групп в режим работы онлайн, с которым сталкивалось достаточное число коллег, показывает, что столь существенное изменение сеттинга ведёт к утрате части каналов невербальной коммуникации, а также общему изменению физического сеттинга и характеристик границ группы. Это обычно требует определённого периода адаптации, в ходе которого участники формируют дополнительные каналы невербального взаимодействия и заново выстраивают групповые границы. По опыту моей работы и работы коллег, которые супервизировались со мной или у меня, обычно перевод групп в работу онлайн вызывает некоторое сопротивление – часть членов группы высказывали сомнения, опасения относительно этого, некоторые даже отказывались продолжать работу в таком формате и уходили из группы. После начала работы группы в новом формате обычно некоторое, не очень продолжительное время группа как бы откатывалась назад, заново адаптируясь к новым условиям. После одной-двух встреч обычно группа возвращалась в прежнее рабочее состояние.

Складывающаяся сейчас ситуация сочетанного воздействия этих двух факторов приводит к их взаимному влиянию друг на друга. Прежде всего стоит сказать, что с середины февраля тема короновирусной инфекции занимала всё большее место в групповой дискуссии. При этом во многих группах происходило разделение группы на две части в своей реакции: одна часть испытывала всё более заметный тревожный фон в связи с надвигающейся опасностью, другая уходила в отрицание, всё больше возмущаясь раздуваемыми в СМИ страстями и вводимыми ограничениями. При этом предложенный переход группы на удалённый доступ тоже воспринимался двояко – часть группы высказывала одобрение такому решению, другая полагала опасения чрезмерными и соглашалась с переходом только из-за того, что при ужесточения карантина другого выхода просто не будет. Но несмотря на такое согласие подготовка к переходу вызывала некоторое сопротивление – заметно учащались пропуски, участники как бы приходили на группу «по очереди».

После перехода в части групп это сопротивление быстро прошло, при этом почувствовалась некоторая «мобилизация» на преодоление этого вынужденного и временного изменения. Однако в других группах оно, однако, сохраняется дольше, часто в виде тех или технических препятствий, который участники не торопятся преодолевать, что вызывает частые пропуски сессий. В тех же группах, которые более уверено продолжили свою работу в удалённом доступе, достаточно отчётливо выступает повышенный фон тревоги, обусловленный общей ситуацией. Нередко он не рефлексируется в полной мере и наполняет собой текущие проблемы, прежде всего приносимые на группу конфликтные ситуации в семье, на работе, а также иногда и возникающие непосредственно в группе, проявляясь в стандартных формах поиска идентифицированных пациентов или козлов опущения. Характерной чертой этих ситуаций оказывается сложность разрешения их в существующих условиях неопределённости. Естественным путём работы с этим кажется помощь группе в принятии этой неопределённости со всей её тревогой и необходимостью разрешать текущие проблемы по мере изменения социальных обстоятельств.

Таким образом, влияние внешних социально-стрессовых факторов оказывает воздействие на групповые процессы, в т.ч. и связанные с переходом на работу в удалённом доступе. Оно порождает усиление примитивных защит, проективных процессов в группах. Снижение интенсивности этого возможно через работу по осознанию влияния этой фоновой тревоги, преодолению отрицания её, и принятию высокой степени неопределённости, мобилизации на решение текущих конкретных задач.

Литература:

Гессен С.Я. «Холерные бунты 1830-31 гг.» - М: 1932

Прохоров Б.Б., Горшкова И.В. «Кризисы общественного здоровья в России и СССР в XX веке» - М: «Мир России», 1999 - №4

Пажильцев И.В. «Ведение психоаналитической группы через скайп: особенности сеттинга» - СПб: «Вестник группового анализа (ОГРА)», 2018.

Пажильцев И.В. «Влияние некоторых аспектов сеттинга на процессы в группаналитической группе» - СПб: «Вестник группового анализа (ОГРА)», 2019.

Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: yushinslava (02-Июн-2020)
Просмотров: 460 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]