Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

Групповая культура: аспекты развития.

Пажильцев И.В.
Групповая культура: аспекты развития.

Доклад на VIII конференции ОГРА "Групповой анализ и культура: соприкосновение здоровых и патологических процессов". Санкт-Петербург, 2012 г.

 

Культура, при всей многозначности этого понятия, своим самым общим и центральным значением имеет то, что она сотворена человеком. В этом плане культура (Cultura) противоположна природе (Natura), также как искусственное противоположно естественному. В самом общем виде культура — это творчество, опыт бытия и жизнедеятельности людей во всем разнообразии своих конкретных значений. Она же является искусственной частью среды обитания человека, как естественной частью оказывается природа. И поскольку сфера социальных отношений в этой искусственной среде обитания человека занимает центральную роль, человеческая культура является прежде всего производной от них. Можно сказать, что история развития культуры – это отражение истории развития человеческих отношений. Но при этом культура, наверное, всё же нечто отличное от системы отношений в социуме, поскольку она создаётся, а отношения складываются естественным путём, сами собой. Культура отношений в социуме, группе, семье, коллективе – это та часть отношений, которая закреплена в сформулированных нормах, правила, законах и т.п., даже если они выражены опосредовано, через произведения искусства.

Психоаналитические принципы анализа культуры, сформулированные З.Фрейдом, позволили оценить роль бессознательных процессов в её проявлениях и развитии. Начиная с фрейдовского «Тотема и табу» появляется возможность рассматривать феномены культуры как попытки коллективного совладания людей с бессознательными чувствами вины, страха, агрессии, сексуальными побуждениями. Достижением психоанализа явился взгляд на культуру как на социальную систему психологической защиты от аффективной напряжённости и деструктивных сил. Однако, психоанализ делает акцент на рассмотрение культуры как продукта деятельности совокупности отдельных индивидуумов, во многом игнорируя коллективный характер формирования культуры.

Группаналитические концепции добавляют к психоаналитической теории социальное измерение, постулируя имплицитное присутствие социального контекста во всех психических процессах. У. Бион говорил о групповом мышлении как процессе формирования единого мнения, общего решения или желания у людей, входящих в одну группу. При этом групповое мышление может входить в противоречие с индивидуальным мнением или желанием членов данной группы, вызывая чувство неловкости, гнева и т.п., Структуру (организацию) группы, возникающую в процессе взаимодействия между групповыми и индивидуальными желаниями, Бион и назвал групповой культурой. Таким образом, культура оказывается функцией группового мышления и выражением конфликта между безличной групповой волей и желанием отдельных индивидуумов. При этом существующие в группе базовые допущения, ограничивающие в ней групповой мышление, оказываются в основании формирующейся групповой культуры. Культура рабочей группы напротив, оказывается открытой для самых разных новых идей, соответствующих стоящим перед ней задачам. Поскольку рабочая группа сосуществует параллельно с группой базовых допущений, то конфликт между индивидуальной и групповой идеями может быть одновременно описан как противостояние рабочей группы с группой базовых допущений. Культура рабочей группы не отвергает новые идеи по идеологическим мотивам как «подрывные», а подвергает их истинность проверке и разрешает противоречие через диалог. Поскольку новая идея несёт угрозу существующей структуре (может вызвать «катастрофические изменения»), культура рабочей группы стремится через диалог снизить разрушительность, при этом поддерживая развитие.

З. Фоукс рассматривал групповой процесс с другой стороны, предложив идею групповой матрицы, как устойчивой коммуникативной сети, формирующейся в группе. С его точки зрения матрица группы играет роль общего контекста для коммуникаций, позволяющего участникам группы правильно понимать их смысл. В этом плане групповая матрица оказывается понятием, пересекающимся с групповой культурой. Особенно это подобие становится заметным, когда понятие матрицы распространяется на естественные групповые и социальные образования, такие как организации, коллективы и общество в целом. Однако, несмотря на близость этих понятий, они всё же несут в себе некоторое различие. Как указывал Патрик де Маре, при принятии такого эквивалента культура рассматривается как вторичная, тогда как в более распространённом мнении она представляется нам как первично возникшая для разрешения противоречия между индивидуальной системой и окружающей реальностью. Существует противоречие между биологическими в своей основе побуждениями людей и социальными ограничениями, для их разрешения и возникает культура. При этом изменения социальной реальности ведут к революции или к постепенным изменениям культуры, которые он назвал транспозицией (преобразованием). Культура, таким образом, оказывается отражением социальной реальности (матрицы) в сознании членов данного социума.

Если мы вернёмся к аналитической группе, то отражение развития групповой матрицы в сознании членов группы оказывается групповой культурой. Она включает в себя групповые нормы, правила, распределение ролей, привычные паттерны и т.д. При этом можно предположить, что с одной стороны, изменения, спонтанно формирующиеся в матрице в процессе коммуникативного взаимодействия участников, приводят к изменениям культуры, но одновременно и изменения представлений участников о контексте происходящего (т.е. изменения групповой культуры) оказывают влияние на развитие групповой матрицы.

Во многих работах, посвящённых развитию группы, отмечаются стадии, на которых ведущими оказываются процессы зависимости или контрзависимости участников, их слияния в сплочённую группу или процессы выделения подгрупп, а в последующем постепенный переход к взаимозависимым отношениям с достаточной степенью автономности и кооперации между членами, и формированием отношений, которые Патрик де Маре назвал койнонией. Этот процесс отражает развитие групповой культуры, и анализ происходящего в группе в этих терминах может оказаться полезным. Нередко динамика групповых изменений выражается в обсуждении того, что в группе правильно или неправильно, что делать можно, а что нельзя, а также действий и позиции дирижёра. На мой взгляд, эти дискуссии на прямую являются обсуждениями складывающейся групповой культуры и их разрешение оказывается тесно связанным с дальнейшим ходом группового процесса. Я постараюсь проиллюстрировать это клиническими примерами.

Так одна группа, с чисто женским составом, встречалась на протяжении 4 лет, блоками по нескольку дней. Культура взаимодействия между участницами включала, прежде всего, обмен рассказами о новостях и проблемах, в ходе которого участницы могли сопереживать и поддерживать друг друга, при этом они старались обходить острые углы. В группе редко возникали конфликты, а в случае возникновения противоречий их старались сгладить. Все участницы группы приехали в это город из других мест, вели достаточно изолированный образ жизни, ограниченный своими семьями, и место, где они могли поделиться чем-то из своей жизни, было для них ценным. Однако с течением лет многие из них устроились работать, завели друзей.

Взаимодействие на группе стало восприниматься как утратившее живость, появились упрёки в адрес ведущего, что в группе «ничего не происходит». Но при этом участницы продолжали испытывать опасения касаться острых вопросов взаимоотношений на группе и в жизни, требуя, чтобы ситуацию изменил дирижёр. В результате один из блоков оказался переломным. Началось с того, что одна из участниц заявила о своём желании прекратить посещение группы. Это простимулировало дискуссию о недовольстве происходящим в течение последних встреч со стороны большинства участниц, и о том, стоит ли сохранять группу. Тогда дирижёр предложил обсудить до того, как принять решение о закрытии группы, какая группа была бы для них полезна – ведь все предшествующие годы они сюда ходили, значит в чём-то она была полезна для них.

Литература.

1. Шилков Ю. М. К психологии культуры. //Вестник Санкт-Петербургского университета. 1998, N 4.

2. Гринберг Л., Сор Д., Табак де Бьянчеди Э. Введение в работы Биона. М: “Когито-Центр”, 2007.

3. De Mare P., Piper R., Thompson Sh. Koinonia. From Hate, through Dialogues, to Culture in the Large Group. London&N.-Y.: “Karnac Books”, 1991.

Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: enable_ (23-Сен-2015)
Просмотров: 1242 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]