Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

"Авторитет власти" как категория русской ментальности

Доклад на 45-ом осенне-зимнем вокршопе GASi "Авторитет в группе и обществе"

Людмила Рябова, канд. истор. наук, доцент Ин-та истории СПбГУ

Спасибо организаторам этого форума за предоставленную возможность выступить здесь от имени историков, тем более, что одним из приоритетных направлений развития современной исторической науки является ее междисциплинарность. Обращение историков к исторической психологии, равно как и к социальной, политической и кросс-культурной психологии стало методологической нормой. Смею предположить, что и в рамках психологии как науки исследователи и практики прибегают к историческому опыту наций. В этом смысле мультидисциплинарные и транснациональные научные коллаборации призваны выявить общее и особенное в ментальностях народов, в частности, в рамках обсуждаемой здесь проблемы. Хотя современные коммуникативные практики и глобализация в целом размывают «ментальные границы», тем не менее, остаются устойчивыми некие мифологемы, манипулируя которыми, политические элиты оказывают влияние на большие группы населения, по сути, эксплуатируя их историческую память. В своем докладе я предлагаю обзор (в историческом дискурсе исключительно) ряда таких упрочившихся стереотипов, определяющих «психологию русского народа».

Соотношение «власть-личность» в истории России всегда имело свою специфику, что в немалой степени подтверждает имперская история Санкт-Петербурга и Петропавловская крепость как ее символ. Политическая оппозиция (царевич Алексей, кадеты, члены Временного правительства), протест против абсолютной власти монарха (декабристы), свободная политическая мысль (Александр Радищев, Михаил Бакунин, Сергей Нечаев, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский и др.) преследовались не только как непосредственная угроза монархии или ее официальной идеологии, но и как несвойственное русской традиции (ментальности) выражение Чужого - индивидуальности, лидерства. Хотя Петербург и отражает западную ориентацию его основателя, Петра I, противопоставлявшего Петербург Москве как центру оппозиции и защиты старого мира, ключевые властные константы были развиты и упрочены именно здесь. После Петра «русский стиль» управления доминировал и в имперский период истории России.

Вопрос о ментальности наций до сих пор остается одним из весьма актуальных в рамках концепта «Россия и Запад». Исторически сложившиеся особенности «характера народов» продолжают в значительной мере определять поведенческие доминанты коллектива и индивида, что, безусловно, не исключает отклонение от сложившихся стереотипов. В повседневных практиках, тем не менее, в силу исторической памяти/исторического инстинкта нации в жизни социума сохраняются некие константы, в том числе, особенности восприятия власти на различных ее уровнях. Сложившееся в русской традиции отношение «власть-общество-индивид» стало определяющим маркером русской ментальности.

В  истории России формирование специфики понимания власти и роли личности происходило под воздействием трех основных факторов: религия (православие), татаро-монгольский период истории (иго), географический (пространственный) фактор.

Православие требовало от русского человека, прежде всего, смирения, которое было основной добродетелью, в то время как главным грехом объявлялась гордыня. Неразвитость личностных начал не предполагала лидерства в коллективе, где основой жизни общества были соборность, общинность, солидарность. Ломка этих основ началась только незадолго до Первой мировой войны, не успев завершиться. Революция 1917 г., а затем длительный период «коммунистической религии» вновь культивировали коллективность при лидерстве партии. Отсутствие в России опыта индивидуализма, частного предпринимательства, лидерства (как норм европейской истории) привело в годы перестройки к искажению понимания и реализации на практике этих категорий.

Одновременно в православной традиции светская власть объявлялась «божественной» (в отличие от католической традиции, где Папа – посланник Бога на земле, а короли лишь первые среди равных), и ее сакральность была абсолютной на протяжении всей истории России. До 1917 г. Россия не знала антимонархических выступлений (за исключением движения декабристов), а народные восстания со своими лидерами (Степан Разин, Емельян Пугачев и др.) лишь  подтверждали прочную веру в «хорошего» царя (события 9 января 1905 г. не были исключением).

Татаро-монгольское иго привнесло в русскую практику власти еще один существенный элемент – восточный деспотизм. Совмещенный с идеей святости власти, он сформировал в конечном итоге мощный репрессивный аппарат, усилив сервилизм подданных. Сложилась авторитарность (почитание) как российская формула власти.

Но татаро-монгольский период (30-е годы XIII в. – 1480 г.) имел и другую сторону. На Западе это был период рыцарства, когда закладывались понятия чести и геройства, поведенческие нормативы, оформившиеся позже в правовой кодекс, определивший, в том числе, и права человека. Русь не знала этого этапа формирования личности. Как писал русский философ Николай Бердяев, «честность – западноевропейский идеал, русский идеал – святость».

Географический фактор русской истории (колонизация огромных территорий) потребовал централизации власти для управления этими пространствами, подчинения общества государству. Вместе с тем  в условиях крепостного права (до 1961 г) в поисках свободы люди бежали из центра страны на окраины, где вне законов формировалось чисто русское представление о свободе – «русская воля». Об этом замечательно сказал Николай Бердяев, заметив, что «западноевропейский человек ищет свободу в государстве, а русский – свободу от государства». Элементы русского понимания свободы как «воли», безусловно, сохранились в генетической памяти нации и проявляются в поведении индивида и в XXI веке.

Одновременно понимание необходимости защиты огромного государства от внешнего врага усиливало веру во власть, которая должна быть сильной, а государство могущественным. Как писал русский консервативный мыслитель Константин Леонтьев, нужно «меньше думать о благе и больше о силе. Поменьше так называемых прав…».

Таким образом, ход русской истории привел к формированию следующих особенностей государства: этатизм, патернализм, подчинение общества государству, державность, примат общества над личностью, неразвитость личной инициативы. В русской традиции значение государства в обществе всегда было выше значения личности. В то же время роль государства определялась ниже роли монарха/генерального секретаря/президента, т.е., в ряду «власть-государство-личность» личность была и остается последней.

Если говорить об авторитете власти как таковой (абстрактной, не конкретной на каждом этапе истории), то нужно, прежде всего, отметить амбивалентность отношения к ней в России.  

Прежде всего, следует учитывать разделение понятий «монархия» и «власть» в сознании русского человека (в средневековой и новой истории). Первое отождествлялось со вторым как идея и разделялась как политическая практика, чего не было ни в одной евро­пейской стране, где отношение к власти всегда рационально, конкретно и практично. Там власть уже давно была сверг­нута с пьедестала святости, разъята и разложена на состав­ляющие, разъяснена, подвергнута научно-философскому анализу, облачена в правовые нормы, другими словами, приземлена, т.е. ее уже давно «потрогали руками», причем, не только профессионалы, теоретики-интеллектуалы (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье), но и на­род (парламенты, городские суды и т.д.). Возможная именно на Западе (в Англии, например) формула власти «Государь царствует, но не управляет» была немыслима в России.

Другая особенность отношения русских к власти связана с ее непрофессионализмом. Дело в том, что в России даже к концу XIX в. еще не был создан класс профессионалов, интеллек­туалов от политики, не выработан синтезированный (образо­вание - профессиональная специализация - политика) универсальный в национальном масштабе социальный ин­ститут (механизм) по подготовке «кадров» для государства. В Европе подобная практика существовала уже более двух столетий. Это были и строго элитарные структуры (корпоративные и ориентированные на управление), не допускавшие в свою среду демократические слои, и доста­точно разночинные властные образования, составлявшие «чиновный аппарат».

В России же долгое время (вплоть до советского периода) не осуществлялась на государственном уровне подготовка «государственных людей». В отличие от стран Западной Европы, где давно уже функционировала определенная мо­дель власти и в ее рамках «взращивались» интеллектуалы - практики управления, Россия постоянно находилась в состоянии поиска самой этой модели в ее оптимальном варианте. Поэтому, если «государственные люди» - интеллектуалы/лидеры - и появлялись на властных, политических горизонтах России, то это были люди счастли­во-случайные (как, например, М.М. Сперанский или С.Ю. Витте), либо по праву рождения «обреченные на власть» и опять же по счастливому совпадению оказавшиеся способными к управлению. Непрофессионализм власти как отличительная черта, безусловно, не способствовал доверию и уважению к ней.

С другой стороны, верховная власть всегда рассматривалась как «грешная», грязная и отсюда - брез­гливое к ней отношение, традиционно свойственное не только интеллигенции, но и народу. Л.Н. Толстой писал: «Русский народ всегда иначе относился к власти, чем европейские народы. Русский народ никогда не боролся с властью, и, главное, не участвовал в ней, не развращался участием в ней. Русский народ всегда смотрел на власть не как на благо... но смотрел всегда как на зло, от которого человек должен устраняться. Большинство поэтому всегда предпочитало нести телесные бедствия, происходящие от насилия, чем духовную ответственность за участие в ней... Причина такого отно­шения русского народа к власти, я думаю, заключается в том, что в русском народе, больше чем в других народах, удержалось истинное христианство как учение братства, ра­венства, смирения и любви, то христианство, которое делает резкое различие между подчинением насилию и повинове­нием ему...». Позже В.В. Розанов заметит, что русским свойственна «неумелость власти, недаровитость к ней», ибо так «не грешнее», и в этом состоит непохожесть русских на западных людей, на немцев особенно, которые «почти без души. Почему так и способны управлять».

Сказанное выше в рамках исторического введения к проблеме, тем не менее, следует определять лишь как историко-культурную матрицу, на которой уже в ХХ веке формировались новые свойства, как общества, так и индивида. Советский период истории предъявил «социалистическому» человеку новые требования. Выработка таких личностных качеств, как энтузиазм, инициативность, лидерство (в рамках «социалистического» соревнования, спорта, учебы) стала нормой коммунистического воспитания, что нашло отражение в повседневных практиках – «доски почета», знак/звание «Героя социалистического труда», а также в советском кино, музыке (например, «Марш энтузиастов»), изобразительном искусстве. Однако развитие лидерства было ограничено, главным образом,  сферой труда, хотя культивировалось и в общественных организациях и, особенно, в комсомоле. Это был уже опыт, хотя и ограниченный «руководящей ролью КПСС», формирования политического лидерства. Перестройка (с середины 1980-х годов) открыла новую нишу для реализации лидерства – политический плюрализм, частная собственность, бизнес, в которых выработанные в советский период навыки лидерства получили свободу выражения, сохранив при этом чисто русскую специфику.

Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: yushinslava (04-Ноя-2019)
Просмотров: 361 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]