Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

COVID 19: Коллективное проживание травмы

Автор – Митряшкина Надежда Валерьевна, психолог, группаналитик, руководитель секции группового анализа СГОО «Ассоциация развития психотерапии и психоанализа» (г. Ставрополь).

«I am so looking forward to Saturday – psa [psychoanalysis] is a great anodyne in all this anxiety!»

Below is the letter from Joan Riviere to Melanie Klein.

Harefield (4 Stanhope Terrace, W.2) June 3. 1940

 (Klein – archive Melanie Klein Trast) [13]

«Я так жду субботы – psa [психоанализ] является отличным болеутоляющим средством во всей этой тревоге!»

Из письма Джоан Ривьер к Мелани Кляйн

3 июня 1940г. (из архива Мелани Кляйн, Мелани Кляйн Траст)

Идея написать эту статью появилась в непростое и очень тревожное время. Весь мир переживал пандемию в связи с COVID-19 и уход на самоизоляцию. Эти переживания касались и личного, и профессионального пространства. По всему миру организовывались профессиональные пространства, которые были призваны помочь специалистам осмыслить актуальные процессы в обществе, психотерапии и психике, а также структурировать изменившееся пространство. Так, 3 апреля 2020 г. состоялся круглый стол «Психотерапия в условиях изоляции: возможности, ограничения и риски», организованный специалистами Института практической психологии и психоанализа.  11, 12 апреля состоялась онлайн программа, организованная David Scharff, др.мед. (IPI) и Татьяной Ониковой (МШП, г.Москва) с привлечением преподавателей Международного Института Психотерапии и Американской психоаналитической ассоциации. Большая международная группа, организованная коллегами из EFPP, Большая группа для русскоговорящих специалистов в области индивидуальной и групповой психотерапии, организованная специалистами Московского института группового анализа (МИГА, г.Москва), Общества группового анализа (ОГРА, г.Санкт-Петербург) – это лишь некоторые профессиональные пространства, о деятельности которых мне известно. Ставропольское профессиональное сообщество не стало исключением. 1 апреля 2020г. состоялось очередное заседание супервизорской группы, объединившей в себе специалистов различных образовательных и социальных организаций Ставропольского края. На этом заседании было принято решение об изменении режима работы супервизорской группы  в пандемический период. Данная супервизорская группа под моим руководством работала на протяжении 3-х лет в режиме 1 раз в 2 недели по 90 минут, а с апреля 2020 г. было принято решение встречаться 1 раз в неделю и размышлять не только об особенностях практической деятельности в режиме пандемии, переводе клиентской практики в режим онлайн, но и делиться информацией о проводимых региональных, российских и международных профессиональных мероприятиях, направленных на адаптацию практической деятельности к условиям пандемии. В группе 5 человек. Начиная с 8 апреля 2020г. супервизорская группа начала работать в новом онлайн режиме – еженедельно по 90 минут в период действия ограничений в Ставропольском крае. В течение 60 минут группа работала как обычная супервизорская группа – представлялись и анализировались кейсы практической работы с клиентами, группами, а еще 30 минут мы обсуждали особенности практической деятельности в пандемический период.

Идея проанализировать групповую динамику работы супервизорской группы в контексте проживания катастрофы локальным профессиональным сообществом возникла не сразу, через месяц работы в новом режиме. Эта идея была обсуждена с участниками группы и получила поддержку.

Хочется немного больше рассказать об онлайн программе «Перевод терапии в онлайн-формат в контексте борьбы с коронавирусом СOVID-19», организованной David Scharff, др.мед. (IPI) и Татьяной Ониковой (Директор Международной школы психотерапии, г. Москва) с привлечением преподавателей Международного Института Психотерапии и Американской психоаналитической ассоциации. Именно, участие в данной программе привело меня к размышлению о связи групповой динамики профессионального сообщества как модели сообщества в целом и стадий психологического проживания катастрофы. Предположу, что анализ групповой динамики супервизорской группы, делает возможным диагностику стадий проживания катастрофы сообществом, а также позволяет прогнозировать ближайшие социальные процессы.

В рамках этой программы выступили специалисты в области психоаналитической психотерапии и психоанализу, в том числе проводимой онлайн. Др.мед. Jill Scharff, одна из основателей Международного института психотерапии, автор многочисленных статей и книг по проведению психотерапии и  психоанализу онлайн, сказала: «Мы все оказались в одной лодке, и странные времена требуют от нас гибкости и адаптации… Терапевты столкнулись лицом к лицу с необходимостью овладеть новой техникой, обучиться чему-то совершенно новому для себя и справиться с тревогами, которые вызывает этот процесс обучения. Параллельно на них [терапевтов] воздействуют тревоги личного и коллективного характера, связанные с пандемией. И все категории пациентов, с которыми мы работаем, сталкиваются с одним и тем же кризисом, стрессором - будь то дети, взрослые пациенты, пары или семьи. И с этим же кризисом сталкивается сам терапевт и его дети, взрослые родственники, партнер и семья».

В этом месте мне хочется привести определения экстремальной и кризисной ситуации, чтобы диагностировать то, с чем мировому сообществу пришлось столкнуться. Экстремальная ситуация (лат. extremus — крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию. Кризисная ситуация (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Как мы видим, ситуация сложившаяся в начале 2020 г. в мировом сообществе может пониматься как экстремальная и кризисная одновременно. Это определяется не только непредсказуемостью и интенсивностью травматического фактора, но и масштабностью травматизации, ее генерализованностью и необходимостью «…изменить представления о мире и о себе за короткий промежуток времени» для дальнейшей адаптации. Именно о необходимости адаптировать свою жизнь и профессиональную деятельность к изменившимся условиям говорила Janine Wanlass, профессор психологии, руководитель исследовательского проекта терапии онлайн, автор публикаций по вопросам онлайн терапии, экс-директор Международного института психотерапии.

Др.мед. David Scharff, основатель Международного института психотерапии, экс-председатель Правления Международного института психотерапии, автор множества книг и учебных пособий – говорил о важности профессиональной поддержки психологов в кризисный период – необходимости проведения супервизий, рефлексивных групп и других мероприятий, направленных на профилактику профессионального сгорания.

В кризисный период мы все хотим понимать, что с нами происходит, и как долго это будет продолжаться. В безуспешных попытках влиять на объективную реальность, люди ищут того, кто объективизирует тревогу. Большой интерес участников программы вызвал доклад «Интервенции во время массивной травматизации местного сообщества. Психодинамическая перспектива» др.мед. Jeffrey Taxman (эксперт в области кризисной психологии, председатель Комитета по психоанализу Американской психоаналитической ассоциации, член группы быстрого реагирования и психологической помощи в кризисных ситуациях). Jeffrey Taxman использовал психоаналитическую парадигму для сравнения функционирования сообщества с функционированием отдельного индивида, а также рассмотрел пандемию с точки зрения мировой травматизации. Влияние пандемии на мировое сообщество рассматривается  им как коллективная травма. Осмысление функционирования отдельно взятого профессионального сообщества как модели мирового сообщества позволяет начать рефлексивную работу по осмыслению, а, следовательно, по проработке травмы на локальном уровне. При этом интересно выявить взаимосвязь внешних триггеров – в данном случае ими явились нормативные акты, регламентирующие функционирование сообщества в пандемический период, с групповой динамикой супервизорской группы.

Перед тем, как рассмотреть нормативные акты, принятые государством, как регулятором сообщества, на различных стадиях катастрофы, предлагаю вспомнить существующие фазы и психологические стадии катастрофы:

  1. Фаза предкатастрофы или предвоздействия характеризуется ощущением угрозы и беспокойства. В фазе предкатастрофы угроза зачастую отрицается и не осознается.

В этой фазе Jeffrey Taxman выделяет стадию предупреждения и непосредственной угрозы. На стадии предупреждения появляются первые признаки надвигающейся катастрофы, которые обсуждаются сообществом как что-то уникальное, далекое и «нас не касающееся». Стадия угрозы характеризуется приближением травматического фактора, появлением признаков катастрофы в зоне функционирования человека.

  1. Фаза катастрофы или воздействия. Фаза воздействия пролонгируется от начала воздействия травматического фактора до момента организации  спасательных работ. Главным аффектом в фазе воздействия является страх. Как способ справиться с аффектом страха у людей отмечается повышение психической и поведенческой активности, желание организовать и осуществлять помощь. Уровень функционирования сообщества в момент непосредственного воздействия травматического фактора несколько снижается, но затем резко возрастает. Эта стадия обозначается как «героическая». На этом этапе сообщество объединяется и начинает функционировать так эффективно как никогда ранее. Организовывается волонтерская деятельность, осуществляется круглосуточная работа экстренных служб, отмечается альтруистическое поведение у большинства людей с желанием поделиться имеющимися ресурсами.
  2. Фаза посткатастрофы или послевоздействия характеризуется анализом актуальной ситуации, разрешением существующих проблем.

Выделяют следующие психологические стадии фазы посткатастрофы или послевоздействия: медовый месяц, разочарование, реконструкция.

Стадия «медового месяца» (единство сообщества) продолжает героическую стадию. Люди надеются, что «самое страшное уже позади», испытывают эйфорию, гордость за то, что им удалось выжить, преодолеть опасность. Опасность воспринимается и оценивается адекватно, определяются эффективные пути и способы адаптации к последствиям катастрофы. «Однако через небольшое время отмечается изменение ситуации, и сообщество начинает функционировать хуже, чем оно функционировало до катастрофы. Ресурсы человека и сообщества заканчиваются, люди начинают заботиться о себе, запасаться для себя, героическая защита тонет в индивидуальных страхах, появляются межличностные конфликты» – начинается стадия разочарования. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования, тревоги, страха возникают вследствие крушения надежд на восстановление докастрофической ситуации.

И вот, на пике стадии разочарования, начинается проработка травмы через признание необратимости ситуации, горевание, рефлексивный анализ, что ведет к стабилизации психоэмоционального напряжения за счет аффективного отреагирования и актуализации когнитивного компонента сознания.

Стадия реконструкции или восстановления начинается с примирения сообщества с тем, что произошло. Люди осознают, что им самим необходимо брать на себя ответственность за решение возникающих проблем. В результате сообщество не только выравнивается, но и начинает функционировать лучше, чем до катастрофы. Неизбежно в процессе посттравматического роста будут отмечаться регрессивные проявления, что обусловлено наличием триггерных событий и реакций годовщины.

Обозначим основные моменты развития пандемии в мировом и локальном сообществе и сопоставим их со стадиями катастрофы и принятыми нормативными актами.

В декабре 2019 года    появились первые сообщения о вспышке неизвестного заболевания в Ухане, Китай. Это можно отнести  к фазе предкатастрофы, стадии предупреждения. В январе 2020 года в России был создан оперативный штаб для борьбы с COVID-19, приостановлено сообщение между Россией и КНР. Поступили первые сообщения о выявлении в России первых случаев заражения COVID-19, что обозначило фазу предкатастрофы, стадию предупреждения.   

30.01.2020г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19, вызванную коронавирусом SARS-CoV-2, чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, что обозначило стадию предупреждения катастрофы для всего мирового сообщества. На следующий день Постановление главного государственного санитарного врача РФ обозначает стадию предупреждения в российском пространстве.

11 марта 2020г.  Всемирная организация здравоохранения объявила режим пандемии. Это заявление обозначило стадию угрозы для всего мирового сообщества и начало ограничительных мероприятий. В тот же день Россия ограничила авиасообщение со странами ЕС из-за пандемии COVID-19, что определило стадию угрозы для российского сообщества.

В первом квартале 2020 года большинство стран мира столкнулись с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и начали вводить ограничительные меры. Не стала исключением и Российская Федерация, во всех субъектах РФ вводятся ограничительные меры - граждан обязывают не покидать места проживания (пребывания).

Интересно проанализировать динамику супервизорской группы в этот период. В это время в супервизорской группе было много тревоги, которая не была осознана и вербализована.

Из протокола супервизорской группы 04.03.2020.

Присутствуют 3 члена группы. Была представлена работа с 26-летней учительницей, которая пришла к психологу на личную консультацию в связи с паническими атаками, проявившимися в течение последнего месяца. Ранее у учителя было несколько эпизодов панических атак неопределенной этиологии. Психолог представил материал первого интервью, структурировав материал со всеми подробностями. Это может быть проявлением желания контролировать тревогу, возникшую во время консультации. Члены группы активно, с приподнятым настроением включились в исследование причин скрытой тревоги и панических атак клиента, которые могут быть отражением отрицания как защиты от бессознательной тревоги, связанной с угрозой пандемии. После интерпретации, связывающей их активность в исследовании тревоги клиента с собственной тревогой, в группе была обнаружена тревога и надежда на то, что в нашей стране не будет эпидемии. Тема празднования 8 марта рассматривается как отрицание угрозы.

По всей России наблюдается рост числа случаев болезни и, как следствие, усиление ограничительных мер. Для российских граждан это ознаменовало начало фазы воздействия или катастрофы.

Так, с 30.03.2020 года временно приостановлена на территории Ставропольского края трудовая и досуговая деятельность, граждане не ходили на работу, в школы и детские сады, в парки, развлекательные заведения и др. Таким образом, для всего российского сообщества, как на федеральном, так и на региональном уровнях, сложилась ситуация, которая диагностируется как фаза воздействия и начало фазы после катастрофы.

Из протокола супервизорской группы 01.04.2020 г.

Присутствуют все участники. У участников отмечается тревога, связанная с введением ограничительных мер в крае. В группе подавленная атмосфера, ассоциации с началом войны. Клиентский материал не был представлен, возникло желание обсудить методические аспекты работы онлайн. Обсуждались отличия оффлайн сеттинга и онлайн модификации. Вопросы организации технической возможности продолжения  работы с клиентами онлайн могут рассматриваться, как попытка идентифицировать последствия травмы, осознать имеющиеся ограничения, осмыслить имеющиеся ресурсы для дальнейшего функционирования.

Как травматическое воздействие можно рассмотреть тему вынужденности, необходимости перехода в онлайн режим.

Экстренное завершение работы с клиентами, приостановка работы, перевод работы в онлайн пространство отражают различные способы травматического реагирования. 

Агрессия на первого заразившегося в Ставропольском крае, руководство организаций, которое не дали «нормально» доработать с клиентами,  руководство края, страны является желанием найти «виноватого» и через проективные механизмы отражает собственные переживания участников группы – страх и злость.

На этом заседании было принято решение об изменении сеттинга работы группы на период действия ограничительных мер в Ставропольском крае.

Начало стадии реконструкции на федеральном уровне обозначено 08.05.2020г. комплексом мероприятий и показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мер в РФ.

Из протокола супервизорской группы 06.05.2020.

Отсутствие 3-х участников группы, в связи с выездом за пределы зоны связи (2-е уехали на дачу, 1 участница поехала к маме в дальнее село, где нет интернета). Я не была предупреждена заранее, об отсутствии трех человек сообщает одна из участниц группы. Непредсказуемость влияния внешней действительности (COVID, отсутствие участников) может отражать последствия травматического переживания – актуализации маниакальных защит, желания разрушить супервизорскую группу. Кроме того, отсутствие участников и отсутствие предупреждения меня об их отсутствии может быть проявлением проективных механизмов, когда в руководителя супервизорской группы были помещены агрессивные чувства, связанные с бессилием и невозможностью влиять на пандемическую ситуацию.

Присутствующие две участницы представляют совместный онлайн проект, который они запустили 3 дня назад, объединив индивидуальных клиентов в группу.

Этот онлайн проект рассматривается как восстанавливаемая посткатстрофическая реальность, отмечается удовлетворенность ведущих созданной группы, и ценность нового опыта самоизоляции, который оказался мотивирующим к созданию новой группы для ведущих и участников.   Начало новой группы можно рассматривать как стремление к жизни, тогда как отсутствие участников на заседании сегодняшней группы как стремление к смерти. Возвращается тема COVIDа, но уже с благодарностью за раскрытие новых возможностей. Разрушение иллюзий о возвращении в «докатастрофический» мир и построение нового мира, как перевод активного в пассивное проявляется в теме человеческой адаптивности и всесилия. При этом, ощущение собственного всесилия может рассматриваться как актуализация маниакальных защит.

10.06.2020 Ставропольский край вступает в первый этап снятия ограничительных мер в связи со снижением рисков распространения коронавирусных инфекций. Начинается активная фаза восстановительных процессов.

Из протокола супервизорской группы 10.06.2020.

(На последнем заседании члены супервизорской группы договорились сделать перерыв на лето, как это было раньше. 6 июня – среда, в среду проходят встречи супервизорской группы). В групповом чате возникает переписка участников группы. Обсуждение начинается с вопроса о том, встречаемся ли мы сегодня в группе? Прояснив вопрос, участница группы поздравляет всех в вступлением в первый этап ограничений и пересылает постановление Губернатора в чат. Обменявшись поздравлениями и выразив пожелания здоровья участники группы попрощались до сентября. 

Таким образом, нормативные акты бессознательно фасилитировали и отражали разворачивающиеся процессы коллективного проживания травмы, а практические кейсы и темы группового обсуждения в рамках работы супервизорской группы являлись проявлением коллективных бессознательных процессов, что отражало динамические процессы коллективного проживания травмы.

Группа – это микрокосм общества. В группе воспроизводится структура сознательных и бессознательных процессов. «Групповой процесс как «микросоциальное повторение макросоциальной диалектики в регрессивном и прогрессивном процессе обобществления» (Эрдхейм, 1982) представляет собой отражение общественных, коллективных моделей решения, которые содержат социальные страхи и бессознательные индивидуальные конфликтные констелляции».

Таким образом, групповые процессы и групповые темы позволяют на локальном, микрогрупповом уровне диагностировать макрогрупповые процессы, в нашем случае,  переживание катастрофы мировым сообществом. Анализируя групповую динамику супервизорской группы, мы находим соответствие описанным стадиям проживания катастрофы на локальном уровне, а также нормативным актам, регулирующим деятельность всего сообщества в условиях пандемии.

«Я так жду субботы – psa [психоанализ] является отличным болеутоляющим средством во всей этой тревоге!» Так писала Джоан Ривьер Мелани Кляйн в тревожное время начала II Мировой войны. Психоанализ действительно является спасением в тревожное время, но мне хочется добавить к известному составу этого «лекарства» еще одно активное действующее вещество – группу коллег. Как и Джоан Ривьер мы ждали встречи с психоанализом, но еще больше - с коллегами, чтобы пережить это тревожное время вместе!

Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: yushinslava (09-Фев-2021)
Просмотров: 326 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]