Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

доклад Шаргалиной З.А.

В докладе будет представлена история одной группы, состоящей из лиц с психотическими нарушениями,  особенности ее создания, параллельность процесса  пересечения личной истории участников и их семей с внешним контекстом учреждения (Дневного стационара при ПНД). Этапы ее развития, динамика отдельных участников и опыт передачи группы другому ведущему с последующим завершением работы. Будут рассмотрены виньетки, отражающие наиболее острые групповые  моменты, контекст внешнего существования группы и особенности взаимодействия с врачами, ведущими этих пациентов, а также плюсы и минусы подобной группы для данной категории лиц.   


    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В определенный     момент времени работы в Дневном стационаре я обнаружила, что в моей практике есть несколько пациентов с похожими трудностями и совсем нет достаточно места и времени для их ведения индивидуально. Я стала размышлять, насколько они пригодны для группы, продолжая приглядываться к ним, обсуждая с ними их фантазии о терапии и по прошествии нескольких месяцев пришла к тому, что я готова объединить их в группу. С самого начала формирования я столкнулась с легкостью  набора участников  - мужчин и трудностью в поиске особ женского пола.  В – основном, будущие участники были людьми с тяжелыми личностными расстройствами психотического уровня. С другой стороны у всех них были разные сохранные части, дающие надежду на дальнейший рост. 
    Было очевидно, что адекватнее было вести их дважды в неделю, так как никто из них к моменту прихода в группу не получал индивидуальной терапии (но у всех них, кроме одного,  до прихода в группу был опыт индивидуальной работы от 6 месяцев до нескольких лет).
    Первоначально среди участников был один молодой человек  с аутистическими чертами, один с навязчивыми фантазиями о причинении себе увечий, один с повторяющимся паттерном ухода (из отношений и институций) и женщина, которая была нелюбимым и отвергаемым ребенком в своей семье  с тяжелой сопутствующей патологией (гепатитом С). Молодые люди были в диапазоне от 23 до 30, женщине исполнилось 50. Схожесть была в трудностях построения и поддержания  межличностных отношений. 
На начальном этапе жизни группы темами обсуждения были пешие и велосипедные прогулки, знакомства, первый год с точки зрения динамики характеризовался крайне нестабильными посещениями всех участников и после первого лета нас осталось трое.
    С приходом одного из моих «стареньких пациентов», который к этому времени уже имел опыт пребывания в другой группе, ситуация пошла на лад, затем пришел еще один участник -  мужчина и стабильные посещения стали реальностью (осенью 2012). 
    Однако, приход новых мужчин сказался на желании единственной женщины продолжать психотерапию. Параллельно  она проходила достаточно мучительный для нее курс лечения от гепатита С,  на фоне которого ей отменили все препараты психиатрического круга и группа была ее единственным источником поддержки. 
    Новенькие принесли тему гибели. Григорий опасался смерти в раннем возрасте, Ирвин – смаковал подробности гибели Титаника. Несколько месяцев мы обсуждали только эти темы тревог и ужасов. Параллельно разворачивался ритуал прихода в группу И. - каждый раз на пороге он оглядывался, проверял карманы, мог выглянуть за дверь и только после этого усаживался в кресло. Особенно тревожно ему было в том случае¸ если он оказывался первым и сидел некоторое время наедине со мной, ожидая других.
    На этом этапе мы начали прикасаться к теме агрессии, смущения и страха в группе. И. был крайне ценным в этом плане участником, способным говорить о своих непосредственных ощущениях здесь и сейчас, несмотря на свой юный возраст (исполнилось 19 к моменту прихода в группу).
    Дальнейшее наполнение группы новенькими встречало яростное сопротивление. Похоже, что это была битва за «молоко» и достаточное количество внимания. Тем не менее, спустя год от начала  (вошли еще двое – парень и девушка) и  сформировался стабильный состав.
    Старшее поколение постепенно исчезало из поля зрения (Вероника). Группа оказалась достаточно молодой (от 19 до 35).  В – ка вышла из группы, предварительно пропустив около двух месяцев  в связи с выходом на работу. Гепатит оказался вылеченным. Спустя еще несколько месяцев в группу вошла еще одна участница Мария.
     Основной темой в этот момент было обсуждение их религиозного опыта, нюансов различных вероисповеданий, так как все пятеро принадлежали к разным конфессиям, плюсам и минусам их принадлежности к  религии.
  

 ВИНЬЕТКА 1. МЫСЛИ О СУИЦИДЕ.
После года с лишним пребывания в группе Ирвин  созрел до мыслей о суициде (реальных планов он никогда не высказывал). Случилось это вскоре после январских каникул. Все идеи естественно приносились в группу и обсуждались с ней, встречая поддержку и искреннее заинтересованность в начале. После нескольких встреч и таких разговоров, где других тем практически не возникало из – за общего напряжения,  я почувствовала, что мы в тупике. Возникало впечатление, что для Ирвина – это обсуждение было игрой в слова, учитывая его трудности в овладении русским. Участники начали высказывать ему неудовольствие. Попытка напомнить правила жизни группы (непричинение вреда себе и другим) вызвало у Ирвина следующий ответ – «мне все равно» и дальнейшее эмоциональное вовлечение остальных участников с их прямыми советами Ирвину обратиться к врачу. Еще пару встреч мы обсуждали готов ли он самостоятельно поговорить с врачом или ему необходима помощь в этом.  На словах у нас оставалась договоренность, что он не вредит себе. В какой – то момент Ирвин поговорил с врачом. В тот же день его экстренно отправили в психиатрическую больницу.  В группе известие о госпитализации И. вызвало ужас и панику. Известно об этом стало практически сразу, так как участники живо интересовались происходящим с И., и видели приехавших за ним врачей. Параллельно нагнетанию ситуации с переживаниями И. о суициде он начал обнаруживать критику к своим ранним выходкам, в частности как он в 12 лет высовывался из окна и кричал соседям – «эй, люди!»  - «я тогда был глупым сумасшедшим мальчиком».
    После госпитализации И. в группе продолжалась тревога друг за друга, начал проявляться интерес к пропускам, опозданиям и заблаговременному обсуждению отсутствия, группа  стала ощущать себя единым целым и заботиться сама о сохранении этого. Тяжелее всех переживала уход И.  его ровесница, Людмила. Я была на связи с родителями И., но и участники группы были внимательны к происходящему в ДС и спустя 2 недели с отправки И. Григорий  сказал, что видел его у врача сильно «загруженным», как будто его не долечили. Ситуация с И. была в том, что его отец, раньше не проявлявший никакого интереса к болезни и переживаниям И.,  забрал его со скандалом из больницы, так как ему показалось, что с И. плохо обращаются, а затем без лекарств и родных отправил его к себе на родину к родственникам, оставив без связи и помощи. И. позвонил мне по дороге в аэропорт и сказал, что папа его увозит. Я испытала шок от такого способа решения проблем. Позже мне удалось связаться по телефону с матерью И. и выяснить, что осенью он должен был вернуться обратно. 
    Параллельно с ситуацией Ирвина двое новых участниц размышляли о приходе в группу. В силу разных обстоятельств их решение созрело и осуществилось окончательно только  осенью, когда я уже точно знала о своем уходе с работы.  Мы не обсуждали с ними специально, что группа готовилась к передаче в другие руки. Обе они продолжали ходить в другие группы (арттерапии и музыкальных занятий).

ВИНЬЕТКА 2. «КАКИЕ ВОКРУГ ВСЕ НЕНОРМАЛЬНЫЕ»
    На третьем году жизни группы после ситуации с Ирвином, но до лета Людмила принесла в группу новую тему – соотнесения своего поведения и реакции на нее сотрудников ДС. Это нашло живой отклик у остальных участников и вылилось в двухмесячное обсуждение того, как их возвращают в роль пациентов близкие, а также персонал, включая врачей. Трудно было с этим не согласиться, учитывая частую смену врачебного коллектива, включая непосредственных руководителей отделения, где каждый вновь приходящий врач неизбежно оказывался так или иначе вовлеченным во взаимодействие   с участниками группы и со мной как диагностом и ведущей группы. Конечно, это сказывалось на ощущении безопасности. Далеко не все пришедшие на отделение врачи имели однозначный взгляд на групповую работу. Моя занятость не всегда позволяла выделить достаточное количество времени на установление контакта с ними и возможность  открыто обсуждать вопросы, возникающие у врачей, например, по поводу  участников группы. Так, к примеру, повысившаяся активность Григория и интерес к корректировке лекарств, скачала врачом были поняты как начавшееся обострение, к счастью это удалось обсудить и врач прислушался к моему мнению, что привело в конечном счете к понижению дозировок и более свободному самочувствию Г. Людмила в это же время отказывалась от приема препаратов под присмотром своего врача и открытое обсуждение в группе ее перспектив в смысле снятия с учета, обучения и возможности по необходимости получать поддержку врача и группы давало возможность надеяться остальным на подобный исход.  
В июне продолжилась тема отношений с противоположным полом и беременностей. Началось как обычно с Людмилы, которая готовилась к выходу из группы в связи с намечающейся работой, и продолжала уже активно  участвовать в жизни своей семьи. Ее любимая тетя забеременела вторым долгожданным ребенком и Л. Была погружена в мечтания и воспоминания своего раннего детства. Эта тема оказалась актуальна и для другой участницы, Марии, от которой, несмотря на длительность болезни,  муж продолжал ожидать беременности. Взгляды на появление детей разделились : мужская часть говорила о преждевременности для них подобных обсуждений и страхе становиться отцами, женская активно мечтала и допускала возможность материнства при излечении от болезни. 

 ВИНЬЕТКА 3. ПЕРЕДАЧА ГРУППЫ. РАЗМЫШЛЯЯ О ТИРАНИИ ВЕДУЩИХ…
Примерно за полгода да реальной передачи группы я узнала о необходимости завершения работы. На мое счастье, в соседнем отделении в тот момент работал мой однокурсник с похожим образованием и опытом ведения подобных пациентов. Как только я узнала об уходе, я сразу связалась с ним и мы оговорили загодя предполагаемые сроки этого события. Так как конкретный срок ухода я знала примерно, оказалось, что мои расчеты расходятся с реальностью, и я ушла несколько раньше, чем изначально планировалось.  К сожалению,  это было дополнительным испытанием для группы. Все эти полгода до ухода я чувствовала себя крайне нестабильно эмоционально, меня бросало в сомнения, насколько стоило сообщать о причинах ухода, насколько до них может дойти внешняя информация от коллег,  уже после того как я уйду и как это будет воспринято. Сейчас задним числом размышляя о тех месяцах, я понимаю, насколько им важно было бы знать из первых рук, почему я ушла,  как можно раньше. 
До сообщения в группе о моем уходе многократно поднимались темы о тирании, Сталине, Гитлере, Второй мировой войне, концлагерях,  преследованиях и репрессиях и я уверена, что это напрямую было связано с тем, что нарастало напряжение от предстоящего окончания. 
За три  недели до окончания группы стала проявляться  тревога и возникла тема нежелания продолжения терапии у другого ведущего. Стали появляться длительные паузы, которых обычно в группе не возникало. Высказывались фантазии о причинах моего ухода, про более оплачиваемое место, усталость от них, предательство. После чего мной было предложено встретиться с новым ведущим, чтобы понять насколько они смогут ему доверять. 
За две встречи до окончания терапии у меня, новый ведущий пришел  в группу на 10 минут от начала встречи, чтобы у участников была возможность присмотреться к нему, установить контакт, задать вопросы и выяснить дальнейший сеттинг. Он был воспринят несколько настороженно, но, в – целом, доброжелательно и заинтересованно. Возникла аналогия, что, они были с мамой, а теперь идут к папе и это что – то совсем иное в смысле опыта.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Сейчас я надеюсь, у моего коллеги, принявшего группу, будет возможность высказаться после доклада. Но если же нет, мне важно было бы проговорить то, как именно закончилась жизнь этой группы. Практически все (за исключением одной девушки, пришедшей уже накануне моего ухода) стабильно продолжали терапию, добавился еще один новенький участник. Сеттинг также претерпел изменения – это было новое место, новое время и уменьшение количества встреч с двух на одну в неделю. Примерно через год после передачи моей группы коллега позвонил мне и сказал, что его ставят в очень жесткие условия на  работе и он не сможет продолжать в таком режиме вести практику. Группу пришлось закрыть окончательно. Я обзвонила всех и спросила об их желании и возможности  продолжать терапию у меня, возможность или невозможность  оплаты, сеттинг и трансфер.  Часть участников пришла в одну из моих частных  групп и продолжают терапию. Также включилась в группу девушка, «потерявшаяся» при ее передаче другому ведущему.
Но это уже другая история…


ОТКУДА ОНИ ТАКИЕ ПРИШЛИ?
Раскрыв историю жизни этой просуществовавшей чуть больше 3х с половиной лет группы, стоило бы отметить участие семей участников как некий параллельный процесс, контекст, в котором осуществлялась терапия. Поясню на примере, что я имею в виду. Одна из первых участниц, Вероника, вместе со своей семьей проходила лечение от гепатита С,  что это значило для группы и для ее терапии? С одной стороны – врачи были вынуждены отказаться от всех психотропных препаратов, из – за ухудшения переносимости лекарств в – целом. В. Была импульсивна, много говорила, вызывала сильную реакцию всех участников группы своим напором и склонностью к нарушению правил. Ее семейная история была соткана из отвержения матерью и постоянного сравнения с двоюродными сестрами (детьми ее тети), на фоне которых В. неизменно проигрывала. Также жестко воспитывала она и своих дочерей. Ее муж умер от алкоголизма, одна из дочерей употребляла наркотики, другая имела проблемы с установлением отношений, как  и В. Во время пребывания группы В. смогла  выдержать лечение и стать чуть мягче, хотя конечно ее выход из группы был преждевременным. Другой участник, Ирвин согласился идти именно в группу после моих слов о безопасности поведения в ней , он был избиваем всеми членами своей семьи и одноклассниками в школе, возможность посещения группы стала для него тем самым комфортным местом, где он смог наконец раскрывать свои переживания без риска для жизни (он единственный не имел опыта индивидуального консультирования кроме первого интервью с обсуждением правил группы). Григорий, младший из двоих детей до подросткового возраста был здоров, в отличие от старшего брата, который  с раннего детства наблюдался у психиатров. Для него наиболее значима была тема агрессии (брат неоднократно вовлекал Г. В опасные ситуации, как – то он держал маленького Г. над лестничным пролетом, в другой раз они сидели на окне и болтали ногами за ним). Людмила, имеющая к моменту прихода в группы в свои 19 лет опыт самостоятельного обращения за психиатрической помощью,  начиная с подросткового возраста,  росла с родителями, которые все ее детство злоупотребляли алкоголем.  Мария, младшая из двоих дочерей,  была в семье любимицей отца и в связи с этим исполняла миротворческие миссии каждый раз, когда тот напивался и грозил избиением сестре и матери – ее задача была собрать тихо их вещи  и выйти из дома к соседям. В истории остальных - уход за тяжелобольными родственниками, ненависть к ним  отцов, у одного из молодых людей в прошлом опыт обстрела с погибшими старшими членами семьи и односельчанами у него на глазах. 
Как видите, если суммировать – у всех них достаточно тяжелые семейные судьбы, часто детство с рискованными для жизни ситуациями, отсутствие защищенности, прямая агрессия родных, отвержение семьей и школьными коллективами. 


ЧТО ЛУЧШЕ ЧАСТНАЯ ГРУППА ИЛИ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ?
Этим вопросом я задалась много позже окончания этой группы. Уйдя из ДС,  я продолжаю ведение групп, в составе которых были или есть в данный момент люди по своему уровню нарушений соответствующие психотическим, в том числе принимающие поддерживающую лекарственную терапию. Для них безусловно есть большие плюсы в обстановке, которая не является больничной. Начиная в буквальном смысле с интерьеров и постоянного помещения для группы. Для сравнения с госучреждением -  я могу сказать, что представленная в докладе группа переезжала 5 раз только у меня, в связи с изменением помещения для ведения групп, а затем в отношениях между заведующими отделений и общими стратегическими соображениями руководства. Не могу не соотнести это с историями участников, в которых также много было внезапных переездов, разъездов с членами семей, смен стран проживания. 
С точки зрения их безопасности, например, в случае появления суицидных намерений или обострения, поддерживающая среда  ДС или реабилитационных отделений является более безопасным пространством, позволяющим своевременно оказать им помощь, в частном пространстве это не так. 


НО: 
Создание терапевтических сообществ  в исполнении госучреждений скорее напоминает пародию на изначальную идею помощи. По крайней мере в том виде, как приходилось наблюдать мне. Они не позволяют по сути по – настоящему выйти из этой системы в здоровую жизнь и обращаться за помощью только во время кризисов. Я продолжаю пока размышлять на тему как  это можно было бы сделать иначе.  У московский коллег на эту тему есть свой отличный от нас опыт. 
Спасибо за внимание!

  
    
    

Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: enable_ (06-Июн-2016)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]