Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

О бессознательном содержании вербальных коммуникаций в группе.


Хорева Е.В., Шек Е.И. О бессознательном содержании вербальных коммуникаций в группе.

Групповой анализ и групповая психотерапия. Материалы Ежегодной научно-практической Конференции АГрА 2000-04 гг. СПб:2004.

 

Группа является единым целым, имеющим собственную индивидуальность и собственную жизнь, а не коллекцией индивидуальностей, случайно оказавшихся в одной комнате [1]. Группа всегда представляет собой трансперсональную сеть, находящуюся под влиянием отдельного члена группы и влияющую на него. Группа реагирует и отвечает как целое и ассоциирует (в психоаналитическом смысле) как целое [2].
В группе помимо бессознательного каждого индивидуума, существует и общее бессознательное группы. В группах, где нет директивного ведущего и члены группы могут спонтанно выражать свои мысли и чувства, бессознательное группы проявляется через вербальные коммуникации её участников. В разных группах часто возникают одни и те же типичные темы: так на первом этапе развития группы возникает тема поездок и путешествий, отражающая тревогу перед неизвестным, с которым придется столкнуться в ходе групповой работы, а на этапе завершения, когда группа переживает кризис расставания, как правило, возникает тема смерти, отражающая бессознательные переживания по поводу прекращения существования группы. По Левину [3] кризис расставания может происходить на любом этапе жизни группы. Он вызывается отсутствием кого-то из участников или перерывами, что толкает группу в фазу завершения.
Иллюстрацией этого может служить ситуация, сложившаяся в группе, которую мы вели в технике группового анализа. На 2-ую сессию одна из участниц не пришла, и в связи с этим вспомнили фильм "Десять негритят" (в котором одного за другим убивают всех героев фильма). Повис тревожный вопрос: "Кто следующий?" Очевидно, что разговор о фильме был связан с тревогой по поводу отсутствия участницы группы и является отражением кризиса расставания.
Сами участники группы чаще всего не подозревают о скрытом смысле своих вербальных коммуникаций. Сопротивление останавливает процесс свободных ассоциаций в индивидуальной терапии и разрушает взаимодействие между членами группы [4]. Об этом писал Бион [5], рассматривая каждую группу с двух сторон: одну он называл работающей группой, другую - группой базовых установок. Работающая группа отражает наиболее продвинутый аспект группы, готовый работать с болезненными и неприятными проблемами, а группа базовых установок отражает существующую в группе тревогу и использует все виды бессознательных механизмов, чтобы избежать работы с конфликтами и неприятным опытом. И всё же сопротивление имеет жизненно важную функцию в ограничении количества беспокойства, которое может быть вынесено [4]. Вытесненные чувства проявляются в темах разговоров в группе, подобно тому как это происходит в сновидениях и свободных ассоциациях у отдельного индивидуума.
Так как базовые установки проявляются вновь и вновь в течении всей жизни группы, ставя перед ней одни и те же проблемы и давая группе новые возможности для их проработки на всё более глубоком уровне [5], дирижёр вновь и вновь сталкивается с загадками, которые задает ему группа в виде тем разговоров, на первый взгляд, совершенно не относящихся к тому, что происходит в группе. Понимание скрытого смысла разговоров важно как для определения того, на каком этапе развития находится группа и какова её динамика, так и для распознавания скрытых конфликтов, нарастания тревожности, чувства вины или агрессии. Когда на одной из сессий 25-летний студент-психолог, являющийся членом нашей группы, попытался взять на себя роль руководителя и навязать свои правила другим участникам, в группе зазвучали темы жестокости, дедовщины и борьбы с диктаторами. В частности, обсуждали вопрос, могут ли небольшие дикие племена, живущие в наше время как первобытные люди, продолжать вести естественную для них жизнь или их обязательно нужно цивилизовывать. Возник спор. Нетрудно догадаться, что вышеупомянутый студент-психолог настаивал на том, что их обязательно нужно сделать цивилизованными, "для того, чтобы они жили по-человечески", а остальные отстаивали право диких племён жить так, как они хотят. В таком завуалированном виде группа попыталась разрешить конфликт, который не смогла решить путем прямого выяснения отношений.
Иногда индикатором того, что происходит в группе, является резкое изменение темы разговора, перевод беседы в другое русло (на первый взгляд, не имеющее отношения к обсуждаемому в группе). Когда во время одной из сессий между несколькими членами группы возник конфликт (являющийся продолжением описанного выше), который воспринимался некоторыми из участвующих в нём достаточно болезненно, инициативу неожиданно перехватил член группы, не участвующий в конфликте. Он вспомнил статью в газете, прочитанную им в начале 90-х годов. В статье рассказывалось о женщине, которой была необходима несложная операция, но из-за того, что в ходе операции была допущена ошибка, женщина умерла, а лечащий врач объяснил её мужу, что этот случай входит в 4% отводимых статистикой. Автор статьи говорил о потере нацией чувства самосохранения. В группе возникло недоумение – причем здесь чувство самосохранения? В действительности, воспоминание об этой трагедии явилось выражением бессознательной тревоги, связанной с конфликтом в группе и беспокойством по поводу сохранения целостности группы. О том, что эти опасения были не напрасны, свидетельствовало отсутствие многих из участников конфликта на следующей сессии. Появление темы смерти в данном контексте также свидетельствует о кризисе расставания, переживаемом группой. Наш опыт ведения групп показал, что на подобные повороты темы в ходе групповых коммуникаций следует обращать особое внимание, т.к. в них можно проследить связь с бессознательным содержанием группового процесса. Можно провести аналогию между темами разговоров в группе и свободными ассоциациями индивидуума. Отличие заключается в том, что в групповом процессе принимает участие не один, а несколько человек, поэтому естественно, что ассоциации в группе проявляются дискретно, а не единым потоком, как в случае с индивидуумом, у которого каждая последующая ассоциация непосредственно связана с предыдущей. В связи с этим нам кажется весьма вероятным, что именно такие внезапные переходы можно считать, образно говоря, прорывами бессознательного группы в виде ассоциаций её участников.
Нередко бессознательное группы индуцирует проявление актуальных проблем членов группы. Например, на одной из сессий в течение получаса обсуждался вопрос о том, стоит ли перебивать собеседника, если он слишком долго говорит. Высказывались аргументы как "за", так и "против". Поводом к обсуждению послужил конкретный случай, произошедший на предыдущей сессии: один из членов группы долго рассказывал о своей жизни и никто не решался его перебить, хотя многие от этого испытывали дискомфорт. В обсуждении этой ситуации принимали участие почти все члены группы. Молчал только 60-летний Алексей, по натуре человек очень сдержанный и закрытый. Было заметно, что он испытывает сильные чувства. Члены группы, занятые обсуждением ситуации, не обращали на него никакого внимания. Дирижёр задала ему вопрос: "Алексей, а Вас не интересует то, что обсуждают?"
Немного помолчав, Алексей сказал: ”Хочу предложить ситуацию”. После этого он рассказал следующее: жена его знакомого возвращается домой, хочет рассказать мужу о своих впечатлениях, идет в комнату в грязных сапогах, останавливается на коврике и начинает свой эмоциональный рассказ. Муж просит её сойти с коврика (т.к. он только что провёл уборку в квартире). В ответ она взрывается, и начинается скандал. Рассказ Алексея коренным образом изменил процессы, происходящие в группе. Все участники группы очень активно включились в обсуждение. Одни выдвигали аргументы в защиту позиции мужа, другие с пониманием говорили о том, какие чувства испытывала жена. Незаметно для себя многие стали раскрываться, эмоционально рассказывая о своих проблемах. Эта ситуация никого не оставила равнодушным, даже самые осторожные в порыве откровенности начали говорить о себе. Что же произошло? Каким образом группа побудила Алексея к проявлению его актуальной проблемы и почему, с другой стороны, описание бытовой сцены так сильно повлияло на групповой процесс? На первый взгляд, ситуация, предложенная Алексеем, никак не была связана с тем, что происходило в группе, но в действительности она являлась продолжением обсуждаемой темы. Фактически конфликт между мужем и женой возник из-за того, что муж перебил жену на полуслове, а именно об этом и шел разговор в группе. В сущности же, речь здесь шла о нахождении правил взаимодействия, которые ведут к взаимопониманию. Таким образом, здесь мы видим, как бессознательное содержание разговора в группе послужило толчком для проявления актуальной проблемы одного из её членов, что в свою очередь привело к эмоцианальному резонансу остальных участников, увеличению степени их открытости и проработке проблемы на новом более глубоком уровне.
Известно, что когда члены группы достаточно сближаются друг с другом, появляется страх поглощения [4], возникает неосознаваемая тревога, т.к. защитные механизмы ослабляются. Это иллюстрирует эпизод, возникший незадолго до окончания той же сессии. Дискуссия по поводу конфликтов в семье, приводящих к разводам, привела к обсуждению вопроса о детях, воспитывающихся без отца. Обижают ли ребенка сверстники из-за этого? И откуда дети узнают, что у товарища нет отца? Неужели об этом говорят им учителя? В процессе обсуждения участники пришли к выводу, что дети сами рассказывают об этом друг другу, т.к. не подозревают, что они из-за этого могут в дальнейшем пострадать. Так и участники группы испытывают бессознательный страх из-за того, что их открытость может повредить им в будущем, а в образе учителя явно угадывается фигура дирижёра, о чем, конечно, члены группы и не подозревают.
В заключение следует отметить, что при работе с группой важно не только следить за вербальными коммуникациями, но и понимать их скрытый смысл. Наш опыт ведения групп показал, что особое внимание нужно уделять резким изменениям темы разговора участников, т.к. именно они являются индикаторами бессознательных процессов, происходящих в группе. Понимание бессознательного содержания вербальных коммуникаций позволит дирижёру определить, на каком этапе находится группа и какова её динамика, увидеть переносы, почувствовать нарастание тревожности или агрессивности членов группы и в соответствии с этим выбрать оптимальную линию поведения и проводить наиболее подходящие в данной ситуации интервенции, что сделает работу группы более эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луис Р Ормонт. Групповая психотерапия: от теории к практике. РАН, СПб, 1998.
2. .Х.Л.Бер, Л.Е.Хёрст. Групповой анализ: модель групповой психотерапии, разработанная С.Х.Фоуксом,“Группанализ. Избранные статьи", СПб, АГрА, 1998, с.21-35.
3. B.Lewine. Group psychotherapy. Practice and development. New York. Prentice-Hall, 1979.
4. Т.Стернберг. Механизмы защиты и проработка сопротивлений в групповой терапии. Group Analisis, 1982, No.15(3),“Группанализ. Избранные статьи", СПб, АГрА, 1998, с.7-20.
5. W.R.Bion. Experience in groups. New York. Basic Books.1959.

Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: enable_ (22-Сен-2015)
Просмотров: 751 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]