Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

Общее собрание членов ОГРА состоится 28 июня 2025 года с 10.00 до 12.00


XXII Конференция ОГРА "Перспективы и границы группового анализа". 25-26 октября 2025 года. Подробности ЗДЕСЬ


Набор в группу «Люди вокруг нас - путь к изменению себя и своей жизни».
Ведущий группы: Павленко Алексей, клинический психолог, магистр психологии, аспирант Московского Института Психоанализа (кафедра социальной психологии). Подробности здесь


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

EGATIN Privacy Policy meeting and AGM on Sunday, April 27, 2025. Подробности ЗДЕСЬ


20 ежегодная конференция Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации «Внутри психоанализа. Психоанализ внутри», 16-18 мая 2025 года в г.Ставрополе Подробности ЗДЕСЬ


Израиль-Палестина: Является ли неразрешенная групповая травма препятствием для мира?. Подробности ЗДЕСЬ


7-ая Литовская международная летняя конференция «Круг жизни. Что приносит окончание группы и практики?". Вильнюс, Литва 13-15 июня, 2025 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

Общество потребления группового анализа

Доклад на ХХI конференции ОГРА по групповому анализу "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"

Анна Болсуновская

*Если вдруг во время чтения вы почувствуете тревогу, стыд или вину, а может, гнев, попробуйте зайти на Вайлдберриз, тикток, или любой другой мусорный контейнер.

Я рискну предположить, что вы знакомы с идеей потребления.

Маркетплейсами.

Ваши друзья там покупали что-то, и говорили об удобстве: товары из любой точки мира в одном месте, а потом у вас дома в один клик

Возможно, у вашего друга есть корзина с отложенным товарами, которые так и не будут куплены. Просто нравится возможность как бы обладать.

Может вы слышали что-то про социологию мусорной корзины: скажи мне, что у тебя в корзине, и я скажу кто ты.

Ваши покупки на этой неделе относятся к статусным, идейным, символическим или эмоциональным?

Знаком ли вам термин

- культура соучастия или продьюсэйдж (потребитель=производитель). Ты решаешь каким будет товар.

- просьюмеризм - микро ответственность за углеродный след и прочие мелочи

- обучение через развлечение

- потребительский туризм

- порнозависимость (если любопытно смотрим публикации Филипа Зимбардо и Гэри Уилсона)

Все это про удовольствие без обладания. Игра в понарошку.

Знаете ли вы, что современный возраст потребителя в глазах маркетинговых компаний 6+ и уже молодеет?

Если эти темы вам знакомы и вы легко в них ориентируетесь - отлично, можно расслабиться и получать удовольствие

Если нет, добро пожаловать в 21 век и общество потребления.

Именно в этом обществе зародилась идея психоанализа. Из него выросла. Его ценностями пронизана. И сейчас эта тенденция к потреблению становится все явственнее.

Поэтому я хочу предложить вам подумать о том, как выглядит потребление в групповом анализе и группах.

Когда я задумывала эту тему, ситуация с ВБ еще не была столь насыщенной и динамичной. Драматичной.

Но от этого иллюстрация социокультурного феномена "разделяй и властвуй” становится лишь более наглядной.

Уже можно задаться простым вопросом: как мы дошли от замечательной идеи большего удобства, гуманистических идеалов, шаговой и финансовой доступности к одержимости самообманом, финансовому рабству потребительского кредитования и детскому труду.

Регрессивное движение от символического развития -> к психотическому опыту ->...-> к несуществованию

Тут мы можем вспомнить и стремление к небытию Грина, и инцестуозное стремление Юнга, и возвращением в уроборическую стадию Герметичной матери Ноймана.

Место, в котором ” то что внутри подобно тому, что снаружи, а то что внизу подобно тому что вверху”

Ждет ли подобное несуществование и групповой анализ, каждую группу, каждого, члена группы, включая дирижера?

Или даже так: как нам начать замечать этот процесс, который уже начался?

Давайте примем несколько допущений о том, что

1. Группа - это носитель современного культурного кода перепроизводства и перепотребления.

А значит

- воссоздает пространство мусорного полигона

- прячется в патологическом накопительстве

- задыхается в выстроенном клаустрофобном пространстве

2. Возможности Дирижёра мало чем отличаются от возможностей консьержа Людвига Аристарховича

И тогда закономерно возникает вопрос,

Может ли это общество потребления исцелиться

- собираясь в группы,

- разговаривая о том, что приходит в голову

- обнаруживая себя как материальный объект из корзины так и не купленных (ненужных/забытых) вещей?

Мне интересно подумать о нас с вами как о группе, склонной к

1.         бесконечному потреблению

2.         сверхбыстрому потреблению

Например, у меня уже есть полка с непрочитанными книгами, но это не помешает купить ещё парочку.

Возможно, вы тоже замечаете за собой подобную склонность к “перееданию”.

Замкнутый круг обычного человека: нечего надеть - некуда положить -

времени не хватает - нечем заняться - не с кем словом перекинуться

Именно об этом в 1970 году нам предложит подумать Жан Бодрияр в своей работе Общество потребления

Если очень кратко резюмировать его размышления, мы получим

- Движение от потребности к истерии желаний и мотовству

- Быструю культуру

- Любопытство без эмоциональной вовлеченности

- И, мое любимое, принуждение к гедонизму и счастью. То, что уже сейчас привело целое поколение к выгоранию.

Наверняка вы уже наслышаны про “выгоревших супергероев”.

- Досуг стал частью обязательного потребления. А психотерапия и обучение психотерапии становится досугом

- И, пожалуй, самое удивительное, что он отметилне - гиперреальная среда. Это то, о чем мы тревожился глядя на новое поколение все больше уходящее в виртуальную реальность.

Среда, в которой все символическое становится важнее реального.

Потребление предметов перестает быть связаны с их сущностью, становится знаковым, как цифровое изображение в зум.

Предметы существуют в связи друг с другом, а не с внутренним содержимым.

Я попрошу вас возвращаться мысленно к этой идее, размышляя о ваших группах с участниками моложе 30 лет. Поколение z и альфа.

А мы продолжим экскурс в историю

Год 1964 Генрих Маркузе издает Одномерного человека и дарит нам идею антипотребителя.

Год 1930. Генриху Маркузе 32, Жану Бодрияру уже год. В свет выходит недовольство культурой Фрейда. Ему 74 года. Он точно имеет повод быть недовольным обществом потребления и процессами, которые наблюдает.

Год 1854. За два года до рождения крошки Зигмунда выходит в свет книга Генри Торо “Уолден. Жизнь в лесу”

В ней английский джентльмен, крайне недовольный нравами и культурой потребления уезжает в лес. Сейчас бы мы назвали это социальным экспериментом.

Из этой краткой исторической справки мы можем увидеть контекст в котором рождается развивается групповой анализ: непрестанное, сверхбыстрое потребление.

Можно ли прожить без потребления товаров повседневного спроса и быстрой моды из Бангладеш 2 года 2 месяца и два дня, как это сделал Торо?

Представьте, что вам предложили поучаствовать в таком эксперименте?

Отказаться от смартфона?

Как насчет цифрового детокса?

Сколько как вам кажется вы бы выдержали?

Кейт Фландерс вместе с семьей попробовала. И написала бестселлер “Год без покупок”, вдохновивший меня в 2018 году на повторение этого эксперимента и осознание себя как Потребителя.

Что я поняла?

“Я могу бросить в любой момент”. Ничего не напоминает?

Обнаружение бесконечного числа зависимостей: ряда копинг стратегий преследующих лишь одну цель - отвлечение.

И не важно, что это, книги и кофе, учеба или Ютуб. Мой список покупок разнообразен и бесконечен.

А ваш как поживает?

На чем "сидят” ваши группы?

А мы вообще можем распознать зависимость находясь внутри сообщества где все злоупотребляют минимум последние 170 лет?

Что может помочь осознать себя как важного члена общества потребления, чтобы попробовать обнаружить кого-то помимо Потребителя?

“Человек стал центром науки, когда автомобиль стало сложнее продать, нежели сделать" - сказал Бодрийяр.

Общество потребления воспринимает Я как материальный объект, у которого не может быть внутренней жизни.

Вспоминаем про гиперреальную среду: потребление перестает быть связано с сущностью, с внутренним содержимым.

Обнаруживаете ли вы эту тенденцию в себе как участнике групп, дирижере?

Попытку исследовать это явление предпринимали в разное время Масуд Хан, Андре Грин, Роберт Столлер.

Джойс Макдугалл в свое время подарила нам идею антианализанда.

Винникотт говорил об этом, как о месте, где останавливается творческая жизнь. Что люди создают альтернативное материальное мышление уничтожив в себе творческую составляющую.

Человек - как пластиковый стаканчик.

Или мусорная корзина.

Все что он может испытывать - это наполненность чем-то снаружи и пустота внутри.

В стакан можно налить кофе, выпить и выкинуть, когда он пустой. Использовать по назначению.

А человек?

Я вспоминаю, как в детстве мы играли в магазин. Наверняка, вы тоже играли в эту игру.

Вы были продавцом, или покупателем, или аудиторской проверкой.

А теперь вы можете стать полкило сосисок, трусами или диваном.

Возможно аналитическая группа будущего могла бы выглядеть так. А может, уже стала.

Напоминает сюжет из Сумеречной зоны Стивена Кинга.

Маркетплейсы - как вершина потребления, позволяющая раствориться в бесконечном процессе наполнения корзин, бездонной корзины.

Феномен бесконечной полки - когда вы можете часами скролить контент, и он не окончится.

Интернет бесконечный как аналитическая группа. А ведь когда-то его можно было скачать на дискеты. Но сейчас даже мысль о возможном конце вызывает ужас.

Ощущение абсолютной безопасности бесконечности потребления.

Что может быть прекраснее?

Стань предметом в мире вещей и больше не о чем не беспокойся.

Стань “нормальным”, как это обозначила

Джойс Макдугалл в работе “Речь в защиту некоторой анормальности”. Речь идет о нормальном пациенте, который не нуждается в аналитике.

Она приводит забавный случай, в котором предложила работнику пучок спаржи Он отказался

- Вы не любите спаржу?

- Никогда не пробовал. Здешние люди это не едят

Нормальность - симптом не видимый невооруженным взглядом, но она есть не что иное, как психотическое нарушение, скрывающее за кажущимся отсутствием симптомов

Джойс Макдугалл

Нормальные люди едят макароны

Нормальные люди обсуждают нормальные темы в группе, ведут себя нормально, следуют правилам, делают нормальные конференции, и сайты у них тоже нормальные.

Нормальные родители хотят нормальных детей, за которых не стыдно, ни в магазине, ни на групповой супервизии.

Замечаем мы или нет, но делаем массу усилий, чтобы быть себя нормальными.

Когда остаемся верными идеям предшественников, ходим на конференции, являемся членами ассоциаций, пьем кофе и шопимся на маркетплейсах. Как все другие нормальные.

Это место для самоиронии, и чтобы подвергнуть сомнению самого себя.

Стул, на котором вы сидите вряд ли на это способен. Поэтому он и не является кандидатом в анализ.

Хотя было бы интересно, что бы могли рассказать стулья, которые прошли не один год группового анализа, конференций. Возможно даже смогли бы стать сертифицированными специалистами в будущем, где все мы лишь предметы без внутреннего содержимого.

Собственно, чем отличается прекрасный стул от аналитика “хорошо чувствующего себя в своей шкуре”, занявшего свое место на маркетплейсе, знающего себе цену Предпочитающего знание сомнениям. иметь и не быть.

Заниматься любовью и не любить. Собирать корзину и не покупать.

Или покупать, что-нибудь ненужное, чтобы потом чтобы потом перепродать.

Можем ли мы пересматривать порядок, частью которого мы являемся?

Можем ли мы его нарушить?

Излечима ли нормальность потребителя?

Может ли общество потребления, собравшееся в группу, подвергнуть сомнению самих себя?

Или выгоднее оставаться нормальными?

Потребитель, появляется в тот момент, когда субъективное состояние переносится в материальный объект. И это содержание не реинтроицируется. Хранятся снаружи. И тут мы говорим о десимволизации психического содержания.

Сама группа становится местом, куда можно сходить. Куда все ходят. Как в театр или ресторан. Место, где можно было чувствовать себя частью институции. Таким же как все. Нормальным.

Частью команды, которая играет в псевдо-интимность.

Каков шанс, что мы тоже собираем коллекцию групп, накапливаем их как материальные объекты с усердием истовых трудоголиков. Также как очередную стопку непрочитанных книг.

Так группа становится очередным складом бета элементов.

А может быть нам просто нравится это мечтательное состояние складывания покупок в корзину. Некая материальная некроэстетика гардеробных, библиотек, кухонь. Кейсов, напоминающих перечисление жизненных событий и теорий.

Табличек, в которых проставлены плюсики и цветовая градация рассказывает, о том кто опоздал, кто предупредил, кто нет.

Как в гостиной у юного Бейтса: все трупы чинно рассажены по стульям.

Возможно, так выражается та часть, которая не нуждается в Другом, наша неспособность к игре, спонтанности, импровизации.

Аналитик умный, красивый, продуктивный, социально активный - идеальный объект среди таких же объектов материального мира

Возможно, это аналитик - робот, о котором все чаще говорят в связи с расширением возможностей искусственного интеллекта, уже случился? И чат jptуже не отличить от человека не потому, что искусственный интеллект так волшебно умён. Все дело в нас.

Можем ли мы вместе с Дональдом Винникоттом подумать о собственной ненависти к Другому. К человечности. Индивидуации. Которая грозит распадом нашему привычному стилю жизни.

О своем желании вместе закрыться в уютном пространстве с кодовым названием ВБ, которое будет длиться вечно. Как бесконечная группа где кто-то пришел, кто-то ушел. Был Макдональдс, стало вкусно и точка. Что о изменилось в вашей жизни? Жизнь как бесконечная полка возможностей.

Видим ли мы Свой собственный категорический отказ быть живым для наших клиентов. Помещая их в структурированные сеттинги, предлагая безопасные игры. Можешь ты быть нормальным?

Оставь папу в покое.

Не тереби сеттинг, а то отвалится.

Можем ли мы видеть эту динамику в группе, в себе?

Например, через бесконечное повторение шаблонных конструкций?

Инкорпорацию языковых форм, приводящую к сужению языка, сокращению вокабуляра, которое можно обнаружить у себя лишь со временем при удачном

стечении обстоятельств. Слова, которые становятся механизмом эвакуации и отвержения

Нойманн описывает это термином «вторичной персонализации» - превращение священного в мусор. Свалку отходов.

Хорошая новость - не перерабатываемых отходов не бывает

Однако, как в неприличном анекдоте про Чапаева и Петьку, есть нюанс

Переработать можно только то, что не является мусором.

Garbage in garbage out

Перерабатывать можно сырье. Ценное сырье. Что-то обладающее содержанием, как мы отметили выше. Бета элементы.

Пустая бутылка - это мусор или сырье?

Тут как в притче про бабочку в кулаке. Все в твоих руках. В какой контейнер ты ее положишь?

Безусловно, вся полученная информация на конференции не окажется на свалке "до востребования”. Будет тщательно рассортирована, переработана в заметки в соцсетях, и внедрена в жизнь. Да?

У меня ещё одна плохая новость: даже этого уже недостаточно.

Потому что мы не можем и не сможем переработать тот объем, который потребляем ни в одиночку, ни в группе. Более того, исследования показали, что в группе каждый человек потребляет еще больше, чем в одиночку.

А может быть вы уже замечали эту тенденцию в своих группах - самоубийственную одержимость раджи из сказки "Золотая антилопа”: “Еще, еще, я хочу еще золота!” Возвращение к примитивным формам коммуникации- жадность, зависть, ненависть.

Джеймс Хилман выразил это дерзко:” У нас было 100 лет психотерапии - и мир становится все хуже” 

Что дальше?
Давайте посмотрим на изображение

С одной стороны, это процесс альфабетизации в расширенном виде. Возможно Бион был бы от него в восторге.

Жаль, что мы не можем у него спросить.

Иерархия обращения с отходами намекает, что за пределами переработки и повторного использования что-то есть.

И если мы посмотрим на верхнюю ступень пирамиды, то увидим там предотвращение.

Судя по этому полюсу бесчисленного повторения уже знакомых идей, могло бы и не быть.

Как и сотен книг, тысяч статей, миллионов заметок.

Этого доклада.

И, о ужас, группового анализа.

Звучит пугающе, но разве это не то место, куда мы хотим привести своих клиентов и прийти сами. Место, где последние бустерные сессии проведены и анализ завершен. Не смертью одного из участников анализа. Но способностью проживать небытие, отсутствие потребления.

Возможно, движение к несуществованию - это путь домой. 

Яко земля еси, и в землю отыдеши

Бытие 3:19

Я думаю про путешествие героя Джозефа Кэмпбелла начавшийся дома и закончившийся дома.

Если верить Маргарет Малер и Эриху Нойману, в своем путешествии герой меняется, чтобы достичь постоянства объекта.

Этим стремлением можно объяснить современную тягу к индуизму и буддизму Мода на Ошо, йогу, випассану, ретриты , которые также стали товарами повседневного потребительского спроса наряду с психотерапией.

Постоянный поиск “того, не знамо чего”, как в стихотворении Хорхе Луиса Борхеса

Неясное древнее приключение все влечет
Меня. Оно безрассудно. Я целыми
Днями ищу тигра того, другого
Которого нет в стихотворении.

Как выглядит тот другой ведущий, не порожденный обществом потребления, которого нет в группе?

Как его найти?

И может ли он появиться в группе, которая избегает небытия?

Болсуновская Анна

Поделиться мыслями и идеями можно и нужно тут Likefroid.ru

Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: yushinslava (01-Дек-2024)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]