Общество Группового Анализа
некоммерческая организация
Актуальные новости

XXI Конференция ОГРА "Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп"
5-6 октября 2024 года в Санкт-Петербурге (гибридный формат). Подробности ЗДЕСЬ

ОГРА поздравляет с приемом новых членов:
Наталью Костогорову
Михаила Лохнина
Анну Власову


Объявляется набор в терапевтическую группу: «Право быть», по методу группового анализа.
Ведущий группы, дирижёр - Павленко Алексей- клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, групповой терапевт, супервизор, преподаватель, член Общества Группового Анализа. Более подробная информация по работе группы будет на канале "Заметки по группанализу и групповой терапии" Подробности здесь


Объявление:
Павленко Алексей - клинический психолог, групповой терапевт, супервизор, приглашает в терапевтическую группу, в методе группового анализа, людей, кто хочет улучшить качество жизни в отношениях. Встречи группы будут проходить очно, в центре Москвы, недалеко от м.Чистые Пруды с 16 сентября 2023 года. По субботам с 20.00, 1.5 часа. Подробности здесь


Объявление:
Т.Л. Данченко ( Шибакова) - групповой аналитик ОГРА, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук, приглашает в психоаналитическую группу людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Встречи группы будут проходить очно, в центре г. Москвы. Более подробная информация о работе группы, появится по мере набора группы. Телефон для сообщений +7925 456 9249, почта -td5607@yandex.ru


Объявление:
Набор в группу очно с нуля. Москва, м.Чистые пруды. Формат - полузакрытая. Время: вторник 18:00. Старт: 6 сентября. Ведущая группы Ольга Пичушкина - психоаналитически ориентированный психолог, автор и ведущая программы "Психология звёзд". Предварительно необходимо пройти два собеседования. Для записи на собеседование, пишите на почту: olgapichushkina@gmail.com


ЯНВАРЬ 2020 ПРОДОЛЖАЕТСЯ очередной набор на первый год обучения групповому анализу "Основы группового анализа" 
 Руководитель - Дмитриева Т.В.,преподаватели и ведущие групп - Шамов В.А., Шаргалина З.А. Приглашаются лица, проживающие не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Подробности ЗДЕСЬ.

Further admission for the Course “The Basics of Group Analysis” is open since January 2020
Course Director – T.V. Dmitrieva, Course Conductors – V.A. Shamov, Z.A. Shargalina. The course is open to residents of Saint-Petersburg, as well as residents of other places in Russia. Read more


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с хорошей новостью
 ОГРА принята в качестве одного из полных членов EFPP.

Dear Colleagues, we congratulate you on good news. The SGA has been admitted as one of the full members of EFPP


Новости коллег

Теоретический курс по групповому анализу в Институте Психоанализа. Ведущий Шаргалина З.А. Подробности ЗДЕСЬ


13 апреля в ОНЛАЙН-семинаре по групповому анализу Подробности ЗДЕСЬ


Учебные дни и общее собрание акционеров ЭГАТИН 2024 Подробности ЗДЕСЬ


Второй Сибирский Форум! Подробности ЗДЕСЬ


«СУПЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА: МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И ОТЫГРЫВАНИЕМ». Подробности ЗДЕСЬ


STUDY DAY - ONLINE EVENT. Research in Group Analysis: Overcoming Anxieties about Research. Подробности ЗДЕСЬ


Семинар 4: Онлайн-мероприятие в Словакии и Великобритании через ZOOM, 10 декабря 2023 г. Подробности ЗДЕСЬ


Гибридная конференция в Риме 19-21 января 2024 года. Подробности ЗДЕСЬ


Институт группового анализа и других психологических практик (Санкт-Петербург и вся Россия) приглашает на супервизорский курс "Группа как средство супервизии". Подробности ЗДЕСЬ


EFPP Book Series объявляет конкурс статей для новой книги. Подробности ЗДЕСЬ


Курс "Основы группового анализа" от Института группового анализа и других психологических практик. Подробности ЗДЕСЬ


Большие группы для членов и ассоциированных членов EFPP в 2023 году. Подробности ЗДЕСЬ


2-ая конференция 4х секций EFPP в Варшаве 27-29 сентября 2024 г. Подробности ЗДЕСЬ


МЭГ ХАРРИС УИЛЬЯМС РАССКАЗЫВАЕТ О БИОН. Подробности ЗДЕСЬ


Changes in psychoanalytic therapy in Europe over three decades. Then and now. Подробности ЗДЕСЬ


Роль игры в психотерапевтических изменениях. Подробности ЗДЕСЬ


Книга "Психоаналитическое исследование социальной травмы". Подробности ЗДЕСЬ


Book Releases From Delegate Deirdre Dowling. Подробности ЗДЕСЬ


Group Analytic Work with Children and Adolescents - Impulses for a Creative and Diverse Practice".
Это сборник статей​ немецких групповых аналитиков, длительно работающих с детьми, подростками и членами их семей
под редакцией​ ​ ​ Katrin​ ​ Stumpter from Berlin/Germany,​ на немецком языке.


MATER AMANTISSIMA. О нитках и вышивке. Узы любви и восстановления через искусство. Подробности ЗДЕСЬ


Study Days and AGM 2023. Подробности ЗДЕСЬ

Рабочая Группа по изучению теории и техники психоанализа. Онлайн-семинары «Выдающиеся психоаналитики современности» ЗДЕСЬ

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Доклады. Статьи. Научные работы.

Виртуальная работа с реальной травмой: опыт ведения онлайн-группы людей, находящихся в травмирующей ситуации

Доклад, прочитанный на XVI Конференции ОГРА «Группанализ в эпоху глобальных перемен» 21.02.2021 г.

Травма.

Вызовы, с которыми сталкивается человечество конца ХХ – начала ХХI столетия действительно глобальны.  Глобальны по масштабу охвата, вовлеченности, массовости и ответных реакций, к которым можно отнести и реакции травмы. Если мы говорим о том, что травмы это раны, буквально с греческого – прорыв целостности и функций ткани, то в нашем случае – это прорывы, прорехи на психической ткани, которая до травмирующего события обеспечивала нам иллюзию предсказуемости и безопасности мира и возможности мыслить в нем.

«Таким образом, травматичное событие – это событие, которое для индивида прорывает насквозь или пересиливает дифференциацию и процесс фильтрации и пересиливает любое временное отрицание или заплатывание ущерба. Сознание затопляется стимуляцией такого характера и силы, что оно не может ни осмыслить это, ни совладать с этим. Что-то очень насильственное переживается так, как если бы оно случилось внутри и это отражает насилие, которое как кажется или действительно произошло во внешнем мире. В психическом функционировании происходит массивное нарушение, доходящее до коллапса. Это коллапс обычного способа жизни, коллапс веры в предсказуемость мира, коллапс устоявшихся ментальных структур, коллапс устоявшейся организации защит» (1).

Нетрудно представить подобные события последнего столетия: мировые войны, угрозы ядерных ударов, миграционные потоки, геноциды, рукотворные голоды, Холокост, массовые депортации, террористические атаки, революции, акции протестов и пандемия – это неполный список катастроф, с которыми прийдется иметь дело человеку, который может о них думать, может их помыслить, хотя это не значит, что такая способность не может быть утрачена или существенно повреждена в результате личной вовлечённости, вольной или невольной, в подобного рода события.

Но глобализация и интернет дали нам и возможность быть на связи со всем миром. Наша конференция – это тоже своего рода ответная реакция хорошего толка – несмотря на ограничения, вызванные пандемией, мы можем заниматься нашим делом, пользуясь возможностями виртуального мира. Это никогда не заменит реального контакта, однако, как сказала одна из участниц группы: «Это лучше, чем ничего».

В своём сообщении я хотела бы показать, что происходит с людьми, которые столкнулись с травматическими событиями массового характера и как мы пытаемся совладать с ними, работая в онлайн группе.

Исходя из соображений конфиденциальности, действующие лица, места и другие данные будут изменены.

Набор в группу: Травмопункт.

Я использую метафору «травмопункта» по нескольким соображениям. Участники группы «пришли» ко мне сами, без записи, у меня не было возможности в экстремальных условиях собрать анамнез, провести подготовку участников группы, т.е. сделать работу динамического администрирования до начала группы.

Решение терапевта о начале и форме группы было ограничено временным фактором. С этом связано и то, что в целях безопасности и предсказуемости, я сделала эту группу ограниченной по времени – 1,5 месяца. К. Гарланд пишет, что такого рода ограничение является способом показать группе, что работа с травмой конечна, а участники не будут обречены иметь с ней дело до конца своих дней.

Кандидаты в группу являются жителями одной из восточноевропейских стран, ставшие участниками и свидетелями глубокого политического кризиса и масcовых протестов. Они жаловались на невыносимое внутренне напряжение, конфликтность, тревогу, страх и сумятицу в быту. Кто-то забывал кормить детей, кто-то не мог выйти на улицу, кто-то не выдерживал рабочие графики и эмоционально окрашенные споры в офисах. Перед началом группы мы все встретились на информационной встрече, где познакомились, и я буквально в двух словах рассказала о сеттинге и ответила на немногочисленные вопросы, касающиеся технических процедур.

Первая фаза: «Будем бояться вместе».

Нам знакомы рекомендации, когда для участия в группе после травматичного события должно пройти время – от шести месяцев до года. Однако кризисная интервенция возможна и на более ранних этапах, если все члены группы пострадали от одного и того же события. Джудит Герман описывает такие группы как Группы безопасности, Каролин Гарланд – как Группу бедствий (The Adversity Group). В этих случаях именно общий опыт группы может стать важным ресурсом для восстановления.

В нашем случае снова возникли сложности. От начала событий прошла пара месяцев, т.е. о временном отрезке можно говорить. Проблема в том, что травмирующие события не заканчиваются, одно сменяется другим. Хочется подчеркнуть, что это не группа, скажем, в тюрьме, где вокруг тюрьмы все же идет мирная жизнь, а там находиться тяжело; и это не группа в период войны, когда вокруг реальность страшная, но «оправданная» войной. Это ситуация, когда вокруг должен быть предсказуемый мир, а события, происходящие с людьми, говорят об обратном: мир расщеплен и непредсказуем: я иду на работу, но могу оказаться в застенках, больнице или мне не отдадут ребенка из детского сада.

Задача Групп безопасности, о которых пишет Д. Герман, – создание безопасного пространства. И, конечно, в условиях работы, которые я описала выше, такое пространство создается внутри группы. Можно даже говорить о виртуальной зоне безопасности. Ведь в случае тюрьмы или войны этим пространством мог бы быть круг в месте, которое организует терапевт. Он бы и обеспечивал эту безопасность, расставляя стулья, закрывая двери. В нашем случае – реально все находятся в своих помещениях, наша безопасность – это виртуальная платформа и общая матрица.

«Будем бояться вместе» стало идеей, вокруг которой возникло минимальное сплочение. Первые сессии начинались одинаково: я вижу лица всех участников – хмурые, удрученные, иногда заплаканные. Даже «Привет» говорится тихо и без улыбок. К концу сессии эмоциональная ситуация меняется – лица как будто включаются, появляются улыбки, иногда звучат «веселые» истории, шутки, рассказы. Можно сказать, что группа «оживает» к концу сессии.

Как отмечала Джудит Герман: «Расстерянность и изоляция – ядро психической травмы». Следовательно, восстановление способности контролировать собственную жизнь, вновь создавать и поддерживать связи – является основной целью работы на этом этапе развития группы. Важными формами возвращения такого контроля оказываются простые действия, такие как зарядка компьютера, наушников, контроль времени, перевод денег – техника минимальных шагов. С другой стороны, способность начать облекать и выражать словами то, что было невыносимым переживанием, обнаружение в себе возможности снова слышать и сочувствовать другому – ключевые факторы, говорящие о том, что внутренне пространство группы живое.

Ранний травматический опыт: «Бесконечная бездна».

Как выяснилось со временем, большинство участников группы имеют в анамнезе травмы, касающиеся детско-родительский отношений. Речь идет об алкоголизме родителей, избиениях, хронической депривации эмоциональных потребностей. Фактическая ретравматизация – инсайт группы на условно второй фазе нашей работы. «Неужели это снова присходит со мной?», образ бесконечной бездны, где отсутствует все и нет опоры, а только «крик и пот», «Меня били – а я вставала и шла» – все эти ранние переживания «соединились» с чувствами, переживаемыми сегодня. Кроме боли осознания, такое осознание имело и положительную сторону, когда обнаружились способы, помогшие когда-то с этим справиться. Кому-то помогала трудотерапия, кому-то – возможность и силы противостоять, кто-то мог мог думать о том, что это закончилось тогда, значит закончится и сейчас. Со слов некоторых участников, они стали чувствовать себя сильнее, чем те, кто в детстве такого опыта не имел.

Терапевтическая позиция: «Хорошо, что вы не здесь».

Мои контрпереносные чувства на группе очень сильны и, как правило, связаны со всем разнообразием тревожного спектра – беспокойство, страх, сильное напряжение, невозможность ничего изменить, апатия.  К концу сессии мне становится легче, я чувствую, что как-то причастна к оживлению этого пространства. Чаще всего я прощаюсь с группой с тяжелым сердцем, потому что никогда не знаешь, что случится за предстоящую неделю.

Отошение группы к моему местоположению в достаточно благополучном и спокойном месте менялось: от сомнения в том, смогу ли я понять их, не находясь в тех травмирующих обстоятельствах, до принятия моей дислокации, как лучшей из возможных для группы. Фантазии, с этим связанные, касались и моей свободы, и возможности смотреть со стороны – значит более объемно и не искаженно, и, вероятно, как хорошего места, которое вопреки катастрофичному положению, все-таки где-то существует.

Это возвращает меня к основным вопросам моего доклада: как, в какой форме и возможна ли в принципе онлайн работа с группой людей, находящихся в длящихся травмирующих событиях.

Перспективы: «Что с нами будет?»

Этот вопрос звучит в группе на разных уровнях – и реальном, и фантазийном, и внешнем, и внутригрупповом. К концу первого «окончания», через полтора месяца после начала работы, группа была продлена на такой же срок. Этот первый этап дал возможность терапевту, так сказать, «осмотреться в прыжке», а участникам группы – расположиться в группе, ощутить возможности работы, освоиться в этом странном виртуальном пространстве.

Я обдумываю возможность к концу второго временного этапа, сделать группу медленно открытой, возможно, не ограниченной во времени.

В моем нынешнем сообщении вопросов, конечно, больше, чем ответов. Но мне кажется предельно важным делая какую-то работу, продолжать такими вопросами задаваться. Это дает воможность пробовать отвечать на них в профессиональных сообществах, обсуждать и набираться сил, чтобы наши отклики новым вызовам были разумными, вдумчивыми и помогающими. А мы пытались оставаться устойчивыми в наших терапевтических позициях и человеческих качествах.

Литература

  1. Garland, Caroline (Ed.). Understanding Trauma. A Psychoanalytical Approach. Karnac, London 2007 (The Tavistock Clinic  Series)
  2. Герман, Джудіт. Психологічна травма та шлях до видужання: наслідки насильства – від знущань у сім’ї до політичного терору. Видавництво Старого Лева, Львів 2019.
Категория: Доклады. Статьи. Научные работы. | Добавил: yushinslava (12-Фев-2021)
Просмотров: 345 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]